Вторник, 26.09.2017, 12:17
Приветствую Вас Гость | RSS

-Краснослободская СОШ №1

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [9]
Опыт учителей [62]
Публикации, статьи, рабочие программы, разработки уроков, внеклассные мероприятия...
Статьи & Публикации [69]
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Посетившие нас сегодня: Scorpion
Друзья сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи & Публикации

Развитие творческих способностей учащихся с помощью различных форм и методов на уроках в начальной школе.

неожиданных талантов и способностей,

если ему просто предоставить

для этого возможность.

Д.Лессинг

I. Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость).

С 2014 учебного года я работаю по программе развивающей личностно-ориентированной системы обучения «Перспективная начальная школа», основное направление моей педагогической проблемы – «Развитие творческих способностей учащихся с помощью различных форм и методов на уроках в начальной школе».

В учебно – методическом комплекте «Перспективная начальная школа» даются только методические указания к заданиям, упражнениям, видам работ, а урок каждый учитель вправе проектировать сам. Я стараюсь конструировать такие модели уроков, чтобы они были интересны для всех учеников, стремясь достигнуть высокого уровня понимания материала учащимися.

Современное информационное общество движется по пути развития творческого мышления человека. Творческий человек может успешно адаптироваться в социуме, противостоять негативным обстоятельствам, находить позитивные выходы из сложных ситуаций, он способен к самореализации своих возможностей и саморазвитию. Поэтому воспитание творческой личности, человека с творческим мышлением имеет особую актуальность и является одной их главных целей системы образования.

Актуальность данной проблемы обусловлена современными требованиями развития педагогической теории и практики – новыми требованиями стандарта второго поколения (ФГОС)

и вытекает из потребностей совершенствования системы начального обучения, стимулируемое социальным заказом: современному обществу нужны образованные, нравственные, творческие люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения.

Практическая значимость данной проблемы заключается в том, чтобы научить учеников самостоятельно приобретать знания, творчески мыслить, применять свои знания в практической деятельности, чтобы учитель не «развивал» школьников, а помогал им развиваться самим. Комплект учебников УМК «Перспективная начальная школа» даёт возможность учителю творчески подходить к организации методов и приёмов развивающего обучения младших школьников.

II.Условия возникновения опыта.

Целью сегодняшней программы развития является создание условий, которые способствовали достижению нового качества образования и обеспечивали выпускникам высокую конкурентоспособность

В современных условиях это возможно достичь путём представления школьникам значительной степени свободы в образовательном процессе. Ориентация на механическое усвоение знаний и навыков сменилась ориентацией на развитие личности, сознания, на воспитание творчества, активное участие ученика в процессе обучения.

Работая в младших классах, я всегда задумываюсь над тем, какими станут мои ученики, когда повзрослеют. Конечно же, я мечтаю о том, чтобы они были знающими, ответственными, творческими людьми. Сегодня уже недостаточно обеспечить овладение школьниками суммой знаний, важнее научить хотеть учиться.

В. А.Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти…хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире». Развитие творческого потенциала личности стало одним из наиболее перспективных направлений в новообразовании, которое обеспечило бы человеку возможность найти себя в жизни, быть полезным и востребованным.


 

III. Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приёмов).

Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребёнка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребёнка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы.

Для эффективного развития творческого потенциала учащихся в первую очередь необходимо обеспечить информационную базу деятельности, основой которой являются знания. В свою очередь эффективное усвоение знаний зависит от многих факторов. Это психолого-возрастные особенности детей, состояние здоровья и представление учебного материала в такой форме, которая наиболее соответствует особенностям познавательной творческой деятельности учащихся. Это позволяет активно осваивать не только предметную область знаний, но и развивать творческий потенциал.

Хочется сказать, что содержание материала, представленного в УМК «Перспективная начальная школа» позволяет учителю, не нарушая системы, организовать совместную с детьми творческую деятельность так, что они становятся активными участниками учебного процесса.

III. Наличие теоретической базы опыта.

Теоретическую основу опыта составляют:

Концепция УМК «Перспективная начальная школа» ( руководитель проекта профессор, доктор филологических наук Р.Г. Чуракова), которая в полной мере отражает идеологические, методологические и методические основы ФГОС;

Программы по учебным предметам 1-4. УМК «Перспективная начальная школа» Собраны все методические указания: формы организации уроков, методы и приёмы подачи и контроля изученного материала;

идеи Г.И. Щукиной, которая отмечает, что идея развития познавательного интереса - ценный мотив учения, идея активизации познавательной деятельности учащихся - необходимое условие для воспитания их познавательного отношения к миру;

опыт на основе теоретических положений В.А. Сухомлинского, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, психологических исследований Р. Немова, А.К. Марковой, на основе современных образовательных технологий: технологии сотрудничества, на основе метода развития воображения, творческих способностей как необходимого условия формирования творческой личности и технического восприятия окружающего мира В.М. Шеймана и В.Ф. Шаталова, гуманно-личностной технологи Ш.А. Амонашвили, с использованием элементов технологий разноуровневого обучения;

Интернет сайт www.akademkniga.ru.

IV. Ведущая педагогическая идея.

Ведущая педагогическая идея – развитие целостной гармоничной и творческой личности школьника, формирование творческих способностей в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого. Я принимаю ребёнка таким, каков он есть, вижу в каждом личность со своими особенностями и характером. В связи с этим особое внимание уделяю созданию условий для развития творческого потенциала каждого ученика.

Я считаю, что необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка, различный уровень обучаемости, готовности к участию в творческой деятельности. В своей работе я основываюсь на гуманной педагогике. Необходима любовь к детям, вера в возможности ребенка, раскрытие его самобытной природы, уважение и утверждение его личности, направленность на служение добру и справедливости.

Развитие творческого потенциала строится с учётом следующих педагогических рекомендаций:

1. максимальная опора на положительные эмоции;

2. стимулирование стремления к самостоятельному выбору целей, задач, средств их решения;

3. формирование уверенности в своих силах;

4. развитие воображения;

5. формирование чувственности к противоречиям;

6. широкое применение проблемных методов обучения, которые стимулируют установку на самостоятельное или с помощью преподавателя открытие нового знания;

7. всяческое поощрение стремления быть самим собой;

8. развитие речи учащихся.

Новизна опыта состоит в том, что к методам обучения добавляется метод творческого проектирования, как один из эффективных способов познания ребёнком окружающего мира.

У каждого ребёнка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное руководство со стороны взрослых. Перед собой я поставила следующие задачи:

1) используя разнообразные методы обучения, в том числе и игровые, систематически, целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления, настойчиво стимулировать процессы перестройки, переключения, поисковой активности;
2) учить детей рассуждать, гибко подходить к проблемам, не зубрить, а мыслить;
3) самим делать выводы, находить новые, оригинальные подходы, получать изящные результаты, красивые решения, чтобы ощутить удовольствие от обучения

Развивая данную идею моей работы, я пришла к выводу, что, обучая детей, я должна:

- сотрудничать с учеником на основе взаимного уважения и доверия;

- осваивать теорию, проверяя на практике;

-создавать равные стартовые возможности для всех учащихся;

-позволять каждому ученику обучаться и развиваться в силу своих способностей;

-развивать всех учащихся и не замедлять темп развития сильных учеников.

V. Технология опыта. Оптимальность и эффективность средств.

Моя задача состоит в том, чтобы развить творческие способности детей, привить интересе к предмету, ввести ученика в мир знаний, используя различные формы и методы работы.

Эффективно включить ребёнка средствами активизации познавательной деятельности в процесс творчества на уроке мне позволяют:

1) учебно-игровая деятельность;

2) создание положительных эмоциональных ситуаций;

3) работа в парах; в динамичных парах;

4) работа в группах, в динамичных группах;

5) проблемное обучение;

6) организация работы научных клубов по предметам;

7) организация работы со словарями;

8) посещение Музейного Дома;

9) использование ИКТ;

10) проектная деятельность.

Остановлюсь на каждом подробнее.

Учебно-игровая деятельность. Использование сквозного игрового момента на протяжении всего урока, хорошее подспорье для учителя начиная с 1 класса. В своей работе использую следующие игровые формы уроков: урок – путешествие, урок – презентация, урок – экскурсия, урок –конференция и т.

Среди основных приемов развития творческих способностей на уроках русского языка я выделила следующие:

написание сочинений, изложений;

игры на уроках «Лингвистические угадайки», «Третий лишний», «Расшифруй аббревиатуру» и др.;

творческие словари, копилки интересных текстов, ребусы, кроссворды;

творческие задания на дом: написание сказок, стихотворений, придумывание загадок, кроссвордов и др. Всё это оформляется в книжки-малышки: «Мои сказки», «Загадки», «Кроссворды»

написание сказок, басен, стихов по первой строчке и по заглавным буквам;

задания по каждой теме: составить кластер, схему, алгоритм, таблицу, запоминалку по теме (на уроке, если позволяет время, или на дом).

Учащиеся должны по возможности трудиться самостоятельно, а учитель — руководить этим самостоятельным трудом и давать для него материал, при этом важно, чтобы практические задания выполнялись школьниками не механически, а сознательно, нужно добиваться, чтобы в практическую работу дети вносили элементы творчества. Основная цель самостоятельной работы учащихся состоит в том, чтобы научить детей мыслить, анализировать и обобщать языковые факты, что в свою очередь положительно сказывается на усвоении учебного материала. В этих целях практикую задания «Объясни», «Докажи».


 

Среди основных приемов развития творческих способностей на уроках литературного чтения я выделила следующие:

чтение по ролям, творческий пересказ, графическое и словесное рисование, постановка живых картин, пантомима, драматизация, сочинения. Примеры творческих заданий на сочинение: "придумайте свои характеры для наших кочанов капусты, подумайте, где они могли встретиться, о чём разговаривать", или: "придумать историю, например, о корове, или о скрипучей двери, или о громе, или о барабане, используя мычащие, скрипящие, гремящие, лающие, визжащие и другие звучные слова".

Урок математики строю так, чтобы перед учениками ставились небольшие проблемы и они были в творческом поиске. Однако применению исследовательского метода обучения препятствует недостаточно высокий в младшем звене уровень развития их логического мышления. Это противоречие можно разрешить умелым использованием видов работы и подбором системы упражнений. Вот некоторые из них, на которых развиваю творческую активность.

·Математический диктант

·Задачи повышенной трудности;

·Дидактические игры;

·Задания для устного решения;

·Творческие домашние задания;

·Рефераты;

·Доклады;

·Конструирование моделей и макетов к решению задач;

·Сравнения и выводы;

·Составление ребусов и кроссвордов;

·Сочинение сказок и стихов;

·Составление вопросов для викторины

Математические диктанты составляются по алгебре так и по геометрии. Вопросы составляются такие ,чтобы для ответа можно было поработать творчески. Или задается домашнее задание на составление заданий для диктанта.

Наиболее эффективным средством развития творческого мышления являются задачи повышенной трудности, имеющие исследовательский характер. На домашнее задание предлагаю составить план решения задачи. А на уроке после разбора плана даю время на самостоятельное решение. В педагогической психологии установлено, что обучение учащихся решению задач наиболее эффективно в процессе поиска их решения. При этом следует отметить тот факт, что накопление опыта решения задач дает положительные результаты. Однако обучение поиску развивает их творческое мышление.

Игра-творчество, игра-труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, стремление к знаниям, чувство собственного достоинства, чувство сопереживания за друга, за команду. Увлекшись, дети не замечают, что учатся, познают, запоминают новое и это новое входит в них естественно, играючи. Лучше ориентируются в необычной ситуации, проявляют творчество, фантазию, особенно те, кто в другое время просто бы не реагировал на урок.

Создание положительных эмоциональных ситуаций. Стараюсь с самого начала урока настроить учеников на плодотворную работу в сотворчестве учитель+ учение, ученик + ученик. Для этого предлагаю «Улыбнись соседу по парте (учителю)», «Поздоровайся локтями», «Пожми руку и пожелай хорошей работы на уроке», «Вспомни самый интересный момент вчерашнего дня».

«Маршрутный лист». В течение урока, с помощью зелёного, красного, жёлтого карандашей ученики отмечают в индивидуальных листах, как им удалось преодолеть каждый этап урока:зелёный – я справился, жёлтый – я затруднялся, делал ошибки, красный – не справился

«Светофор». Учащимся раздаю кружки трёх цветов светофора, в конце урока спрашиваю учащихся: - Поднимите вверх зелёный кружок те, кто считает, что на уроке ему было легко работать, задания не вызывали затруднений и он усвоил новые знания.

-Поднимите вверх красный кружок те, кому было трудно на уроке, кто постоянно испытывал чувство тревоги.

- Поднимите вверх жёлтый кружок те, кто затруднялся, делал ошибки, но в итоге справился с заданиями.

Или:

-встаньте те, кто считает, что всё у него получилось выполнить на уроке, что поставленная цель достигнута, и он заслужил оценки «5»…, не всё удалось – «4», … и т. д.

Использование правил.

В зашифрованном рисунке дети вспоминают правила работы, которые могут действовать на данном уроке. Каждое правило-рисунок нарисовано на отдельном листе. Ими можно варьировать, опираясь на содержание урока и виды работ на нём. Правила в нашем арсенале постоянно прибавляются: нет места коллективным ответам, работа в парах, работа в группах, правило поднятой руки, правило полного ответа, правило «Нуждаюсь в помощи», правил «Могу помочь» и т.д.

Работа в парах; в динамичных парах.

В статичной паре ученики (чаще всего за партой) совместно решают поставленную перед ними задачи. Обсуждают её, делают письменные или устные выводы. В динамичной паре дети встречаются после того, как учитель проверит работу первых четверых учеников. Если работы их качественные, то они выступают в роли учителя и к каждому из них подходит ещё один ученик, чью работу проверяют теперь они. Если работа правильная, то её обладатель остаётся в роли проверяющего. Происходит смена пары. Этот приём позволяет быстро и качественно проверить правильность самостоятельного работы.

Работа в группах, в динамичных группах.

В статичной группе ученики объединяются по (2-4 человека – условие выдвигает учитель) для решения одной поставленной перед ними задачи. Обсуждают её, делают письменные или устные выводы, выдвигают представителя для отчёта перед всем классом. В динамичной группе дети объединяются для проверки выполненного творческого самостоятельного задания. Они встречаются по 3 человека, обсуждают выполненное и расходятся. Если возникает спорный вопрос, то ученик может примкнуть к другим двум ученикам и проверить правильность своей работы в другой группе учащихся.

Метод «Написание синквейна». Синквейн – в переводе с французского означает «пять». Нерифмованное стихотворение – творческая работа, позволяющая в сжатой форме запечатлеть эмоциональное переживание изучаемой темы. Он используется на этапе обобщения знаний. В чём смысл этого методического приёма? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал. Это форма свободного творчествано по определённым правилам.

Проблемное обучение.

Цель и назначение проблемного обучения - преодолеть элементы механического усвоения зданий в обучении, активизировать мыслительную деятельность учащихся и ознакомить их с методами научного исследования. Толчком к продуктивному мышлению, направленному на поиски выхода из состояния затруднения, которые испытывает ученик в момент столкновения с чем-то, что вызывает вопрос. Здесь помогает постановка проблемных вопросов и решение большой проблемы урока сообща. Я не принудительно привлекаю к деятельности, дети высказывают свои варианты, не боясь ошибки, за которую будут ругать. Ребёнок получает не готовое знание или понятие, а сам «открывает» его в процессе решения проблемы. Здесь возникают партнёрские отношения. Я убедилась, что в этом диалоге знания усваиваются прочнее, я вижу, как они для многих становятся инструментом саморазвития.

Организация работы научных клубов по предметам.

Начиная с 1 класса, в учебниках есть задания, побуждающие учеников не только выполнить его, но и отправить на проверку в Москву в научный клуб младшего школьника «Ключ и Заря» (знатоки языка) и «Мы и окружающий мир» (любителей и ценителей природы).. Там работа оценивается с точки зрения правильности и ученику высылается письмо с дальнейшими указаниями. По итогам ряда работ организаторами из центра принимается решение о членстве данного ученика. Ему высылают билет члена клуба индивидуальным номером. Далее переписка может вестись по электронной почте. В дальнейшем члены клуба оказывают помощь учителю на уроке: демонстрируют опыты, выступают с докладами.

Организация работы со словарями.

В нашем распоряжении 5 словарей, собранных в одном учебнике «Русский язык 2 часть». Это «Обратный словарь» (для организации работы над ошибками и морфемной работы); «Пиши правильно» (словарная работа); «Словарь устойчивых выражений», «Этимологический словарь», «Толковый словарь» (развитие речи учащихся). На уроках окружающего мира и математики в учебниках есть словари терминов, из которых дети узнают смысл и значение новых в их речи слов, встретившихся в параграфе. Работа с источниками захватывает ребят: найти-прочитать - первым рассказать об открытии.

Посещение Музейного Дома.

Очень интересно проходят минутки посещения «Музейного Дома» (уроки русского языка и литературы), где ребята знакомятся с различными жанрами изобразительного искусства, наблюдают, по серии вопросов рассуждают и даже конструируют (с помощью рамки могут в пейзаже отметить место, позволяющее по жанру определить как портрет или натюрморт). Межпредметность программы «ПНШ» помогают развивать воображение и наблюдательность учащихся и во внеурочной работе на кружке «Музей в твоём классе». Дети с удовольствием рассматривают картины художников разных стран, описывают, делятся впечатлениями. Весь набор картин в хорошем качестве собран в учебнике по литературному чтению.

Использование ИКТ.

При обучении чтению в 1 классе на уроках обучения грамоте использую электронное учебное пособие «Азбука». Пособие содержит разнообразный интересный иллюстрированный и озвученный материал для звуко - буквенного анализа слова, слоговой структуры слова, изучения некоторых орфограмм. Яркие рисунки, необычные, интересные задания, включённые в «Азбуку», способствуют повышению интереса к родному языку у младших школьников, позволяют в игровой форме познакомиться с учебным материалом, предоставляют широкие возможности для самоконтроля и учебной рефлексии.

Очень активной формой работы, используемой в своей работе, считаю наличие компьютерного класса, которым мы охотно пользуемся на уроках, классных часах и внеклассных занятиях. Данный вид работы очень активизирует работу учащихся, развивает воображение, нагляден для учащихся со слабо развитым воображением.

С учебником «Информатика» приложен диск с развивающими электронными играми. Ученики с интересом выполняют такие домашние задания.

Хрестоматия по окружающему миру содержит электронные сайты. Посетив их, ученики читают и используют для написания докладов, сообщений. Интересующий материал:

http//www.natura.spb.ru/

http//www.unnaturalist.ru/

http//www.apus.ru/site.xp/057048054124.html

http//www.zoosite.ru/

http//www.superpets.ru/

http//www.apus.ru/site.xp/057048054124.html

http//www.apus.ru/

http//www.biodat.ru/

http//www.zeus.sai.msu.ru/nq/earth/main/

Переписка с членами клуба «Ключ и Заря» ведётся по почте.

Проектная деятельность. Особое место в курсе отведено проектно-исследовательской деятельности. Проектная деятельность учащихся способствует развитию самостоятельных исследовательских умений, творческих способностей и логического мышления; интегрирует знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает школьников к решению конкретных жизненно важных проблем, способствует повышению качества образования, демократизации стиля общения учителей и учащихся.

Учащимися под моим руководством разработаны проекты: «Друзья снеговика», «Карта отдыха моих одноклассников», «Севастополь-город боевой славы» и т.д.

Мои ученики принимают участие в интеллектуальных международных конкурсах и всероссийских олимпиадах «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Человек и природа», «Кленовичок», «Инфознайка». Педагоги - организаторы отметили хорошую работоспособность и смекалку учеников при выполнении заданий. Думаю, что это результат нашей систематической работы.

Каждым учеником моего класса ведется портфолио, которое представляет собой подборку, коллекцию работ, целью которой является демонстрация образовательных достижений учащегося. Портфолио позволяет проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе обучения.

VI. Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи и достижения обучаемых).

Развитие творческих способностей учащихся на уроках дает большие возможности для дальнейшей педагогической деятельности не только на уроках, но и во внеклассной работе. Если учитель будет методически грамотно развивать творческие способности учащихся, то познавательная активность, творчество учащихся будут эффективно повышаться.

Работая в этом направлении, я заметила, что повысился интерес к знаниям у учащихся - это способствует развитию творческого мышления, лучшему усвоению учебного материала, формированию умений и навыков.

Формирование творчества на уроках математики, через решение определенного типа задач, в форме увлекательных игр, обогащает педагогический процесс, делает его более содержательным, влияет на развитие ребенка, как на творческую личность.

На уроках трудового обучения нет скучающих. Всегда открыта выставка работ школьников. Детям предоставляется свобода выбора. Они комбинируют, создают такое, чего раньше не видели… и в основе их творчества лежит догадка, гипотеза или собственный замысел.

Мои ученики принимают участие в конкурсных сочинениях. Отрадно то, что пишут не только сильные ученики, но и слабые учащиеся. Объединяясь в творческие группы, в конкурсах участвует весь классный коллектив. Творческие работы учащихся получают высокую оценку.

Развитие творческих способностей учащихся повышает качество обученности . На протяжении нескольких лет мои ученики занимают призовые места в районных и областных олимпиадах и являются победителями конкурсов сочинений.

С развитием творческих способностей развивается и личность ребёнка. Дети становятся активнее, принимают участие во внеклассной работе: конкурсах чтецов, рисунков плакатов, поделок, сочинений, газет.

Данная система качественно меняет отношение учителя к ученику, поднимая его на более высокий уровень сотворчества - идти вперёд и вести за собой детей. Результаты показывают следующее:

1.Идёт работа над развитием всех учащихся, включая слабых

2.Меняется приоритет речи (большую часть времени на уроке говорят дети, учитель направляет работу в нужное русло и не даёт отойти от темы урока).

3. Важным моментом является форма общения учителя и ученика (сотворчество).

4. Урок ведётся спокойно, доброжелательно, без замечаний.

5. Дети учатся задавать вопросы учителю и товарищам, выступать с докладами.

6. Индивидуальная работа занимает большую часть урока.

7. Урок предусматривает вариативность материала, где всё взаимосвязано.

Таким образом, мои ученики имеют хорошую интеллектуальную тенденцию, высокую познавательную активность, при переходе в среднюю школу показывают высокие образовательные результаты. Приобщаясь к изучению учебных проблем, дети учатся видеть проблему самостоятельно, находят способы ее решения.

Все учителя-предметники отмечают сформированный еще в начальной школе навык самостоятельного приобретения знаний, повышенного интереса к процессу обучения.

Единство и взаимосвязь активных методов позволяет осуществлять обучение как совместную творческую деятельность преподавателя и обучаемого, сотворчество и сотрудничество, и что немаловажно повысить соответственный профессиональный уровень.

VII. Возможность тиражирования.

Опытом своей работы я охотно делюсь с коллегами. Провожу открытые уроки, занятия, выступаю на педсоветах и методических объединениях, на республиканской конференции. Опыт работы размещен на сайте МБОУ «Краснослободская СОШ №1» http://krsh1.ucos.ru/.

Категория: Статьи & Публикации | Добавил: Scorpion (31.07.2016)
Просмотров: 290 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Электронный журнал
Поиск
Форма входа