Среда, 19.09.2018, 00:06
Приветствую Вас Гость | RSS

-Краснослободская СОШ №1

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [9]
Опыт учителей [62]
Публикации, статьи, рабочие программы, разработки уроков, внеклассные мероприятия...
Статьи & Публикации [78]
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Посетившие нас сегодня:
Друзья сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи & Публикации

Работа с одаренными обучающимися с низкой и  высокой мотивацией к  обучению

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Краснослободская средняя общеобразовательная школа №1» Краснослободского муниципального района Республики Мордовия

 

 

 

доклад на РМО

 

Работа с одаренными обучающимися с низкой и  высокой мотивацией к  обучению

 

 

 

 

                                        Выполнила учитель мордовского языка

                                                                                   Салтанкина Л.П.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Краснослободск 2018

Работа с одаренными обучающимися с низкой и  высокой мотивацией к  обучению

       Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования.  

Однако, прежде чем говорить о работе с одаренными детьми, необходимо определиться о чем, собственно, мы будем вести речь.

«Одаренность – генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при ее отсутствии». К. К. Платонов

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей каждого ребенка.

      Мотивация – важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий ее сформированности. Он заключается в том, что ребенок получает “удовольствие от самой деятельности, значимости для личности непосредственного ее результата”

(Б.И. Додонов).

Выделяют пять уровней учебной мотивации:

 

1. Первый уровень – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. (У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.)

2. Второй уровень хорошая школьная мотивация. ( Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивации является средней нормой.

3. Третий уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. (Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.)

4. Четвертый уровень – низкая школьная мотивация. (Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе.)

5. Пятый уровень – негативное отношение к школе, школьная  дезадаптация. (Такие дети испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общение с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно психические нарушения.)

            Однажды мне ученик сказал на уроке: “Мне тогда все понятно, когда интересно”. Значит, ребенку должно быть интересно на уроке. Надо иметь в виду, что “интерес” (по И. Герберту) – это синоним учебной мотивации. Если рассматривать все обучение в виде цепочки: “хочу – могу – выполняю с интересом – личностно – значимо каждому” (Якиманская И.С.), то мы опять видим, что интерес стоит в центре этого построения. Так как же сформировать его у ребенка? Через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока.

         При планировании учебного процесса, необходимо ориентироваться не на какого–то абстрактного среднего ученика, а опираться на знания особенностей мотивационной сферы каждого ученика, и класса в целом. А  это должен быть постоянный поиск оптимального сочетания методов и приемов работы, которые дали бы возможность одним ученикам двигаться дальше, самосовершенствоваться и выходить на более высокий творческий уровень, а другим бы помогли в стабилизации учебного процесса.

    Изучение мордовского языка – сейчас, в условиях, когда родители относятся к этому в основном негативно, довольно сложно. И поддерживать у школьников желание работать изо дня в день, продвигаясь вперёд маленькими шажками, - дело нелёгкое. Как организовать условия, при которых обучение мордовскому языку протекало бы наиболее успешно? Как повысить планку самооценки учащихся? Как учитель, я понимаю, что секрет зависит от умения грамотно выстроить урок, проследить его основную идею на всех этапах, дать своим ученикам возможность осознать своё продвижение в овладении языком. И здесь учителя мордовского языка ожидает немало трудностей. Не имея возможности использовать полученные по предмету знания вне класса, учащиеся порой теряют интерес к изучению языка.

К сожалению, одарённых или даже просто имеющих способности к языкам детей очень мало. Есть учащиеся старательные, которые трудятся и на уроках и дома, выполняют все задания, и всё равно у них не всё получается. По-настоящему способных ребят – единицы, они есть даже не в каждом классе. И тем не менее мы, учителя, должны выявлять детей, имеющих положительную мотивацию к учению, поддерживать эту мотивацию и работать с этими детьми индивидуально. Это значит, необходим дифференцированный подход к учащимся с высокой мотивацией с учётом их возраста, способностей, личностных качеств, интересов, увлечений, микроклимата в классе (группе)  .

        Для поддержания интереса учащихся к изучению мордовского языка начинаю с того, что прошу помочь более мотивированных учащихся проверить более слабых. То есть выделяю себе помощников. Дети с удовольствием проверяют соседей по парте. Некоторые ученики бояться публичных ответов у доски. А ответить одному однокласснику им проще. При этом повышается мотивация почти у всех детей в классе. Каждому хочется побывать в роли помощника учителя, проверить своего одноклассника. При этом, если ребёнок не согласен с оценкой ученика, он может ответить учителю. Часто дети бывают более требовательными к ответу товарища, чем учитель.

       Одарённые дети в большинстве своём индивидуалисты, предпочитают трудиться в одиночку, поэтому важно, чтобы это были и индивидуальные, и коллективные формы работы (парные, групповые, командные), которые дают возможность одарённому ребёнку адаптироваться к взаимодействию с другими детьми, научиться прислушиваться к мнению других, высказывать и отстаивать свою точку зрения, корректировать своё поведение и подчинять свои интересы интересам коллектива, команды.
      Это возможно сделать во время групповой работы. Я даю перевести отрывок из текста в учебнике. Группы создаю разноуровневые. Обязательно должен входить в каждую группу  высокомотивированный ученик. Обычно дети выбирают его командиром группы. Он распределяет обязанности в своей команде, как при выполнении задания, так и при отчёте группы. В итоге слабые учащиеся благодарят его за помощь в выполнении задания, что ещё больше повышает его самооценку.

     Как правило, одарённые дети, уяснив материал урока раньше других, начинают «скучать». Чтобы этого не происходило, даю этим детям индивидуальные задания. Самое сложное, пожалуй, в изучении мордовского языка – перевод с мордовского на русский язык, а особенно с русского на мордовский, т.е. применение полученных знаний, умений, навыков на практике, проявляя знание тематической лексики, грамматического материала. 

      Следующий вид работы на уроке для поддержания интереса к изучению мордовского языка – это тематические игры, диалоги. Например,  диалог знакомства, игра «В магазине»,  «В столовой», рассказы о своей семье, о своих игрушках с применением семейных фотографий, любимых игрушек. Сначала это делают мотивированные учащиеся, глядя на них изъявляют желание и остальные дети. Но в связи с тем, что осталось по одному уроку мордовского языка, Эту работу провожу всё реже и реже.

     Ещё один вид работы применяю в 5-7 классах. Это составление презентаций по различным темам: «Спортсмены Мордовии»,  «Города Мордовии», «Достопримечательности Саранска», «Улицы Саранска» и т.д. Дети с удовольствием выполняют данную работу и в одиночку и в парах. Здесь показывают свои способности найти материал, составить презентацию даже те учащиеся, кто с мордовским языком не очень дружит.

     Ежегодно в школе проводится первый этап школьной предметной олимпиады, в которой обязательно принимают участие одарённые дети, но и кроме них находится много желающих попробовать свои силы.  На второй муниципальный    этап олимпиады идут те, которые набрали больше всего баллов на первом этапе. Но есть дети, набравшие меньшее количество баллов, но очень желающие участвовать на муниципальном этапе. Тогда и их посылаю на олимпиаду. К предметной олимпиаде готовимся в течение всего учебного года. На уроках постоянно повторяем пройденный материал: слова, вопросы. Составляем рассказы по различным темам. Перед олимпиадой провожу дополнительные занятия.

     Определённую роль в повышении мотивации учащихся к изучению мордовского языка играет внеклассная работа. Формы её  разнообразные:  конкурсы чтецов, игра – соревнование «Больше, быстрее, лучше», заочное знакомство с исполнителями и прослушивание  мордовских песен и другие. Особенно детям нравиться участвовать на праздниках , на которые нас приглашали в Колопинскую, Гуменскую, Учхозскую школы.   

       Слабоуспевающие ученики с низкой мотивацией испытывают трудности при работе со всем классом, т.к. методы обучения, применяемые учителем, не соответствуют их индивидуальным способностям. Они требуют к себе только индивидуального и дифференцированного подхода. Важно строить процесс учения таким образом, чтобы обучаемые на каждом его этапе ощущали продвижение к поставленной цели.

      Наиболее доступным видом деятельности для учащихся с низкой мотивацией является чтение, т.к. чтение – рецептивный вид деятельности, который так или иначе усваивается легче, чем продуктивные виды речи на неродном языке. Надо сказать, что слабоуспевающие ученики   читают очень плохо.  У них обычно нет устойчивого внимания. Долго настраиваются на работу. Не организовано рабочее место: на столе посторонние предметы на которые они постоянно отвлекаются. Нет порядка в школьных принадлежностях. Они то забыли  учебник, то словарь. Или забыли записать домашнее задание.  В работе с этими учащимися соблюдаю основные требования:

  1. Выбор материала для чтения следует самый простой.
  2. При повторении ранее изученных слов может использовать словарь.
  3. Предложения повторяет за сильным учеником.
  4. Желательно поддерживать всякую попытку ученика использовать мордовский и русский языки вперемежку в ходе выполнения упражнений в связи с чтением;
  5. Не допускаются   наказания слабоуспевающего ученика отметкой или какое-либо сравнение результатов его работы с лучшими результатами успевающего ученика. А наоборот похвала за любой успех.
    6. При переводе текста спрашивать самые повторяемые предложения.
    Прежде чем приступить к работе с текстом, я стараюсь добиться того, чтобы слабые ученики так или иначе освоили тематическую лексику. Слабые учащиеся долго учат слова.  

     

         В заключение хочу ещё раз отметить следующее: Специалисты сходятся в одном: «Иноязычной речевой деятельности нельзя научить, ей можно только научиться». Какие бы современные методики обучения мы ни применяли, какую бы разнообразнейшую наглядность ни использовали на уроках, как бы ни стремились создавать атмосферу общения в учебном процессе – результаты всего этого будут незначительными, если ученик сам не захочет заниматься мордовским языком. Учение – это познание. Нельзя обязать человека познавать что-либо, даже если это записано в уставе. Пока обязанность не будет осознана учеником как его обязанность, он будет «подвергаться обучению», а не учиться.

 

 

Категория: Статьи & Публикации | Добавил: Scorpion (25.04.2018)
Просмотров: 63 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Электронный журнал
Поиск
Форма входа