Вторник, 21.11.2017, 20:31
Приветствую Вас Гость | RSS

-Краснослободская СОШ №1

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [9]
Опыт учителей [62]
Публикации, статьи, рабочие программы, разработки уроков, внеклассные мероприятия...
Статьи & Публикации [77]
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Посетившие нас сегодня:
Друзья сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи & Публикации

Повышение мотивации к учебно-познавательной деятельности на уроках биологии

Описание собственного педагогического опыта по проблеме

«Повышение мотивации к учебно-познавательной деятельности на уроках биологии»

 

Глобальные преобразования в нашем обществе выявили потребность в  людях творческих,  неординарно-мыслящих, способных ставить и нестандартно решать новые задачи. Сегодня уже всем ясно: в «новое» время со старыми стандартами «войти» нельзя. Сформировать новую личность при использовании традиционных подходов к образованию школьников невозможно.

 Как разработать урок по-новому? Как учителю сохранить собственное лицо и учесть при этом новые требования ФГОС?

Какая бы задача не стояла перед учителем – он ее обязательно выполнит. Конечно, необходимо по- новому взглянуть на процесс преподавания и на результаты достигнутые учениками. Учитель всегда должен быть готов к переменам, самообразованию, новой самооценке своей деятельности и результатов своего труда. Действительно настала пора не вкладывать знания в голову ученика, а научить его самого добывать необходимые знания, и что более важно применять их на практике. К большому сожалению, наши дети, имея достаточно прочные знания, не могут решать конкретные практические задачи, ФГОС как раз, и намерен разрушить это несоответствие. Реализация ФГОС в средней школе в полном объеме идет третий год.

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.

 Поставленная задача требует перехода к новому системно-деятельностному подходу, который, в свою очередь, связан с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС.

Системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

- построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Новый стандарт образования основан на мотивации, дети должны хотеть учиться, но как же этого достичь.

Согласно новым стандартам учитель играет роль режиссёра учебного. Он мотивирует школьника к самостоятельному принятию решений, корректирует их действия, ищет способы, чтобы включить в работу каждого.

Мотивация как один из аспектов системно-деятельностного подхода выходит на первый план. Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения  в виде умения учиться становятся сегодня всё более востребованными.

 Основу мотивации составляет потребность ребенка в чем-либо. Поэтому ответить на вопрос «Что такое мотивация?» можно так: мотивация – это процесс побуждения человека к деятельности для достижения той или иной цели.

 Успешное обучение без мотивации невозможно. Мотивация предполагает, что ученик  с интересом   будет работать на уроке, ему захочется узнать как можно больше. В формировании мотивации учащегося  решающая роль принадлежит учителю: он должен  вызвать интерес и к процессу учебной деятельности, и к конечному результату, и к практическому применению полученных знаний.

Существует ряд форм и методов, применение которых способствует повышению мотивации к учебно-познавательной деятельности. В первую очередь это касается форм проведения урока. В этом вопросе многое зависит от мастерства учителя, его умения организовать учебный процесс, его творческого поиска. Порою в результате творческого поиска рождаются интересные нестандартные формы обучения, что позволяет повысить интерес к предмету или вернуть уже утраченный. Мотивацию можно рассматривать как предпосылку, условие и результат учебной деятельности ученика.

Я использую следующие приёмы повышения мотивации:

Постановка проблемы. Проблемные ситуации могут быть с удивлением и с затруднением.  Проблемную ситуацию можно создать разными приемами.

Одной из них является техника «Проблемные вопросы». Начать можно с того, чтобы при знакомстве с новым материалом (и при опросе) задавать не те вопросы, которые требуют при ответе лишь некоторого напряжения памяти (например, «Как называется…», «Какова роль…»), а вопросы, которые потребуют анализа, сравнения, сопоставления, объяснения разнородной информации и соответственно более глубокого понимания материала и интереса к нему. Умение задавать такие вопросы это навык, которому можно и нужно научиться. Американский психолог А. Кинг придумала серию общих вопросов, которые можно применять в самых разных учебных ситуациях: Что случится, если…? Приведите пример.… В чем сильные и слабые стороны…? На что похоже…? Что мы уже знаем о…? Каким образом… можно использовать для…? Чем похожи … и…? Каким образом … влияет на …? Какой … является лучшим и почему? Например: Приведите примеры, доказывающие наличие эволюционного процесса у человека в настоящее время. В чем сильные и слабые стороны наружного оплодотворения? Что мы уже знаем о биосинтезе белка? Каким образом форма эритроцитов влияет на площадь их поверхности? Широко использую проблемные вопросы. Изучая тему «Семя», спрашиваю у ребят: «Почему ваши мамы семена хранят в бумажных кулечках или в мешочках из ткани?», «Почему одни семена при посеве засыпают землей, а другие нет?». Тема «Корень»- «Каким образом можно остановить осыпание крутого склона возле нашей школы?» и другие вопросы.

Другой  метод повышения мотивации к изучению биологии использую - привлечение внимания учащихся к изучаемой теме материалом, содержащим необычные сведения, способные пробудить интерес.

Например при изучении темы «Водоросли» учащимся предлагается небольшое сообщение, подготовленное учеником.

А знаете ли вы, что большую часть атмосферного кислорода на земле производят водоросли. Количество регенерируемого ими кислорода превышает объемы, вырабатываемые всеми деревьями и прочей наземной растительностью, вместе взятыми. Водоросли высвобождают кислород в виде отходов процесса фотосинтеза. Выходит, что важность водорослей для будущего человечества огромна: ведь их можно выращивать на абсолютно неплодородной земле, используя для полива солоноватую воду. Эта сельскохозяйственная культура не вызывает эрозии почв, не требует удобрений и пестицидов и, ко всему прочему, освежает атмосферу планеты гораздо больше, чем любое другое растение на Земле.

Рассказ учителя или сообщение ученика тоже пример мотивации.

Сколько цветков посещают пчёлы? Пчела посещает в среднем 12 цветков в минуту, 720 цветков в час, 7200 цветков за 10 часов своего рабочего дня. Даже сравнительно слабая семья пчёл может отправить в поле до 10 тысяч рабочих пчёл. Если принять условие, что все они будут собирать только нектар, то посетят они не менее 72 миллионов цветков в день.

Когда такого рода вопросы ложатся в основу учебного процесса, к ребенку приходит понимание истинного назначения учения научиться думать, применять знания на практике, ориентироваться в жизненных ситуациях.

Роль проблемной ситуации может выполнить «яркое пятно». В качестве «яркого пятна» использую сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, из повседневной жизни. Например: на уроке биологии в 8 классе на тему « Иммунитет» пользуюсь историческими фактами:  «Илья Ильич Мечников сидел один за своим микроскопом и наблюдал жизнь подвижных клеток в теле прозрачных личинок морской звезды. Под микроскопом видно, как собираются клетки вокруг занозы, у них вытягиваются ложноножки, охватывают непрошеных гостей, и вскоре те оказываются внутри клетки, как бы пожираются ею. Мечников так и назвал эти клетки - фагоцитами, что значит клетки – пожиратели. Он обнаружил фагоциты у самых разных животных - у червей, лягушек, кроликов и, конечно, у человека. Вот он вводит в ткани лягушки возбудителей сибирской язвы. К месту введения микробов стекаются фагоциты, каждый захватывает одну, две, десяток бактерий. Клетки пожирают эти бациллы, переваривают их. В то же время в 80-е гг. 19 века ученые Германии по-иному расшифровали механизм иммунитета. Пауль Эрлих считал, что микробы, оказавшиеся в организме, уничтожаются вовсе не клетками, а специальными веществами, находящимися в крови. Эта теория получила название жидкостной, гуморальной. И начался спор, дискуссия, которая длилась 15 лет. Кто же оказался прав? Как объясняет современная наука образование иммунитета?

«Это процесс, с помощью которого Жизнь умудряется обвести вокруг пальца Время»   ( К.Г. Паустовский)

Объясните значение этих слов:  Все живое рождается, растет, развивается, оставляет потомство, стареет и умирает.

- Жизнь каждого отдельного существа ограничена, но жизнь на Земле продолжается уже миллионы лет. О каком свойстве живых организмов идёт речь?

-   «Каждую секунду на Земле гибнут десятки тысяч организмов. Одни от старости, другие из-за болезней, третьих съедают хищники... Мы срываем в саду цветок, наступаем случайно на муравья, убиваем укусившего нас комара, ловим на озере щуку.  Каждый организм смертен, поэтому любой вид должен заботиться о том,   чтобы его численность не уменьшалась. Смертность одних особей компенсируется рождением других».

Эпиграфом нашего урока будет высказывание

«И меж растений царствует война

Деревья, травы вверх растут задорно.

За свет и воздух борются упорно,

А корни их, в земле неся свой труд,

За почву и за влажность спор ведут»   

Определите тему урока, прочтя эпиграф ещё раз. (Борьба за существование)

Расшифруйте изречение: «Двое правят жизнью на Земле: красное солнышко да зеленое зернышко». О чем здесь речь? (О фотосинтезе) О каком зеленом зернышке говорится? (О хлоропласте) Почему солнце и хлоропласты правят жизнью на земле?

     Урок–исследование относится к проблемному методу обучения, являющимся мощнейшим способом повышения мотивации  к изучаемой теме урока. В начале урока–исследования перед учащимися ставлю  проблему  или тему  урока, сформулированную в виде вопроса, и в течение урока учащиеся должны найти решение проблемы или ответ на вопрос. Учащиеся на уроке проводят наблюдения, сопоставляют те или иные факты, делают предположения, формулируют выводы и т.п. На таких уроках дети заинтересованы конечным результатом. Уроки–исследования хорошо вписываются, например, в тематику уроков биологии в 6 классе, где можно за объект исследования брать свойства воздуха, воды, почвы, т.к. при ознакомлении со свойствами предполагается проведение опытов, наблюдение за объектами и формулирование выводов. Также исследование может быть проведено на уроках биологии и в других классах. Например:

 - в 6 классе исследование можно провести по темам «Условия, необходимые для прорастания семян», «Листопад и его значение»;

 - в 7 классе – «Внешнее строение и образ жизни насекомых», «Комнатная муха»;

 - в 8 классе – «Состав крови», «Газообмен в легких и тканях» и т.п.

Для создания новой мотивации в своей практике я использую дидактические игры. Большой популярностью среди учащихся пользуются биологические лабиринты, кроссворд. Успешное выполнение подобных заданий вызывает новое побуждение.

Следующий  источник развития учебной мотивации: ощущение свободы выбора. Что чем меньше будет с моей  стороны фраз: «Вы должны, вам следует, вы обязаны…» и больше «Вы можете, у вас есть такие-то варианты», тем больше будет интерес детей к учебному процессу и тем выше их собственная инициатива и активность. То есть чем меньше контроля, принуждения и больше свободы и самостоятельности тем лучше. В рамках урока биологии я предоставляю ученику право выбора: темы для презентации, реферата, сообщения; способа опроса домашнего задания; формы проведения обобщающих уроков.

Важный источник желания учиться ощущение себя успешным. Учебная мотивация запускается не столько объективным успехом, сколько ощущением своей успешности. Эта информация регулярно поступает от учителя, комментирующего процесс и результат деятельности ребенка, а также его способности. Важно, что именно слышит ребенок в таких ситуациях. Обратная связь должна быть ясной, конкретной и содержательной, имеющей прямое отношение к данной работе (ответу). Ученик должен понимать, за что его хвалят, чем именно учитель обрадован и восхищен. Страх и равнодушие мешают развитию мотивации. Давайте возможность ученику проявлять инициативу и активность на уроке, выражать себя.

Учитель может предъявить классу противоречивые факты, научные теории или взаимоисключающие точки зрения. Так на уроке биологии в 8 классе по теме «Пищеварение» привожу такие данные: «Тонкая кишка человека имеет протяженность не более 2,5 метров, однако после смерти размер становится больше на 4 метра. Налицо явное противоречие. Почему возможны данные изменения?»

Проблемное обучение - это особый тип организации учебной работы на уроке, позволяющий активизировать познавательную деятельность учащихся и добиваться от них более осмысленного и прочного овладения знаниями. Однако применение проблемного обучения имеет свои пределы и ограничения. Неприменимо проблемное обучение на уроках, на которых изучается материал описательного характера. Сдерживает его применение и трудоемкость процесса. Иногда сообщающим методом можно изложить материал гораздо быстрее, чем проблемным способом. К факторам, ограничивающим применение проблемного обучения, относится также то, что в большинстве школьных учебников не учитывается необходимость использования проблемного обучения. Изложение материала в них ориентировано на репродуктивную деятельность учащихся. То же самое относится к большинству поурочных методических разработок. В них больше излагается фактический материал и слабо раскрываются те разнообразные способы, которыми должен пользоваться учитель при его изложении.

Используя проблемные ситуации, создается осознанное затруднение учащегося, преодоление которого требует творческого поиска, заставляет ученика мыслить, искать выход, рассуждать, переживать радость от правильно найденного решения, что способствует развитию активных познавательных интересов к предмету.

Используемая литература:

  1.  Лернер Г.И. ГИА 2013. Биология 9кл. Типовые тестовые задания. М.: Эксмо., 2013г.

2.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // Серия стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2011. – 48с.

3.Булычева М.Б. Использование информационных и коммуникативных технологий на уроках биологии //Биология в школе.- 2008.- №16.

4.Тимофеева А.В. Информационные технологии – друзья  или враги? //Биология в школе.-2007.-№ 13.

5. Феденко Л.Н. «Об особенностях введения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». Журнал «Вестник образования», №2, 2012.

6. Суматохин С.В. Учебники биологии сегодня: проблема выбора /С.В.Суматохин. //Биология в школе» - 2012. - №4. – с. 26-30.

Категория: Статьи & Публикации | Добавил: Scorpion (12.11.2017)
Просмотров: 15 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Электронный журнал
Поиск
Форма входа