Среда, 14.11.2018, 16:05
Приветствую Вас Гость | RSS

-Краснослободская СОШ №1

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [9]
Опыт учителей [64]
Публикации, статьи, рабочие программы, разработки уроков, внеклассные мероприятия...
Статьи & Публикации [78]
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Посетившие нас сегодня:
Друзья сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи & Публикации

Организация адаптационного периода в 1-х классах.

Организация адаптационного периода в 1-х классах. Психологический аспект

Адаптация – процесс и результат приспособления к изменяющимся внешним и внутренним условиям.

Психологический аспект адаптации – приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества, с собственными требованиями, мотивами интересами.

Основные проявления психологической адаптации – взаимодействие (в том числе общение) человека с окружающими людьми и его активная деятельность.

 

Начало систематического обучения в школе значительно меняет условия жизни и деятельности ребенка - новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменениям подвергается вся жизнь школьника: все его внимание сосредоточено на учебе, школе, школьных мероприятиях, отношениях с учениками и педагогами.

Данный период является значимым и вместе с тем очень трудным периодом в жизни первоклассника, в первую очередь потому, что школа с первого дня ставит перед школьником различные задачи, с которыми он раньше не сталкивался, и, следовательно, которые требуют от него приложения физических, интеллектуальных и психологических усилий.

 Жизнь в обществе требует от ребенка подчинения собственных интересов интересам всего общества. Все это подрывает знания младшего школьника о мире и себе в частности, в связи с этим ему требуется помощь в адаптации к условиям школы и школьного коллектива, то есть помощь в осознании себя в новом для него окружении и создании прочных, доверительных взаимоотношений в нем.

Современные психолого-педагогические данные показывают, что, если к моменту поступления в школу ребенок не накопит ярких впечатлений, полезных и интересных сведений, то у него не разовьется потребность выяснить непонятное, узнать новое; у него не будет создана прочная основа для усвоения системы научных знаний в процессе школьного обучения. Поэтому учителю нужно постоянно работать над повышением уровня учебной мотивации, чтобы ребенку хотелось идти в школу, было стремление получать знания.

 Для успешного обучения школьников в этот период необходимо учитывать особенности их адаптации (привыкание, приспособление) к школьной жизни. Особого внимания со стороны учителя требуют первые дни пребывания детей в школе. Необходимо помнить, что такие качества отдельных детей, как невнимательность, неусидчивость, быстрая отвлекаемость, неумение управлять своим поведением, связаны с особенностями их психики. Поэтому важно не делать детям резких замечаний, не одергивать их, стараться фиксировать внимание на положительных проявлениях ребенка.

Нужно объяснить и показать ребенку, что «Маша пока не умеет писать, но она хорошо танцует», «Коля плохо читает, но он добрый и очень много знает о животных».

Психологи утверждают, что если человек в первые 10 лет своей жизни терпит неудачи (а именно эти годы приходятся на обучение в начальной школе), то к 10 годам от его уверенности в себе не остаётся и следа, мотивация пропадает, человек смиряется с неудачами. Возраст от 5 до 10 лет считается критическим. Неудачи, с которым надо бороться в течение всего времени обучения в школе, легче всего предотвратить именно на этом этапе.

Поэтому учитель должен создавать для ребенка ситуации успеха на уроке, во время перемены, во внешкольной деятельности, в общении с одноклассниками.

Для успешной психологической адаптации важна доброжелательная и спокойная атмосфера и в семье и в школе.

 Как правило, опытный учитель и родители знают и понимают, насколько важно, чтобы требование соблюдения правил и норм поведения не было эпизодическим, зависящим от настроения. Учитель должен с самого начала разъяснить детям, что от них требуется. Важно сразу показать ученику отличие его новой позиции, прав, обязанностей от того, что было раньше, до школы.

Учитель начальных классов должен четко и конкретно разъяснить предъявляемые требования не только самим ученикам, но и их родителям.

Школа является постоянно изменяющимся организмом. В связи с этим важно, чтобы родители были осведомлены о тех правилах и законах, по которым функционирует школа. Таким образом удастся избежать двойных стандартов, которым может быть подвергнут ребенок со стороны семьи и школы, что может усложнить и без того тяжелый период в жизни учеников [4, с. 117].

Значимым моментом этого периода являются родительские собрания. Тактично прояснить ожидания родителей от обучения их ребенка в школе, познакомить с особенностями обучения и спецификой новой учебной ситуации, расскать о первых трудностях и успехах детей, проявленных в ходе адаптационного периода. Темы родительских собраний: "Адаптация детей 1-го класса в школе»,  «Новые обязанности — первые трудности» и т.д..

Обучение в школе требует от ребенка активного решения новых и непростых коммуникативных задач, обусловленных необходимостью организации делового общения учеников друг с другом и с учителем по поводу изучаемых материалов. Поэтому очень важно развить у ребенка полезные навыки общения со сверстниками и взрослыми, что будет предпосылкой формирования нового типа взаимоотношений между учителем и учеником, между одноклассниками.

В школе ребенок должен ощутить, что ему комфортно, интересно и весело среди одноклассников, так как ему очень важна их оценка, их отношение к нему. Каждому первоклашке хочется быть незаменимым другом и внушать доверие своим одноклассникам. Положительные эмоции, которые ребенок получает от общения со сверстниками, главным образом, отражаются на его поведении и ускоряют и облегчают адаптацию. Несомненно, главная роль в создании благоприятного психологического климата в классе принадлежит учителю.

От взаимоотношения педагога и ученика во многом зависит психологическая адаптация первоклассника. В связи с поступлением в школу, педагог является неким авторитетом для ребенка, который отодвигает на второе место даже авторитет родителей. Педагог не просто взрослый человек, а авторитетный наставник, который требует соблюдения правил поведения. Первоклассники прекрасно осознают данный факт. Они осознают дистанцию, которая есть между ними и педагогом, принимают его статус и отличают его от других взрослых. Так же нужно учесть тех детей, которые не осознают условность отношений между учителем и учеником (в основном это дети шести лет). В таких случаях педагогу не нужно наказывать, ему необходимо завоевать доверие. Поэтому важно применять индивидуальный подход к каждому ребенку. От учителя требуется терпение и доброжелательность. Можно серьёзно объяснить правила поведения или объяснить, что ребенок огорчает своим поведением, но при обязательном правиле – делать это на-едине, не ставить ребенка в неловкое положение перед сверстниками.

Большое значение во взаимоотношении педагога и ученика, а так же учеников между собой, имеет оценка учителем успехов и неудач ребенка. Психологические особенности восприятия первоклассником оценки может автоматически перенестись на оценку его личности в целом. Этому так же содействует реакция, как сверстников, так и близких ему людей.

Все эти факты, по мнению М. В. Шакуровой, свидетельствуют об огромной ответственности, которую несет педагог за ту или иную оценку как личности, так и деятельности ребенка [5, с.121].

В современных школах, на начальном этапе адаптации первоклассников не используются отметки для оценивания деятельности детей, так как такая ситуация может стать психотравмирующей, а вследствие этого, вызвать затруднение в адаптации к школе. Но на практике педагогам трудно отойти от такого эффективного метода оценивания, поэтому на замену оценкам приходят различные картинки, значки, символы.

Несомненно, что успехи каждого учащегося должны быть замечены педагогом, а вот неудачи, недочеты и недостатки делать достоянием общественности не стоит.

Первоклассники остро ощущают даже самую малую несправедливость со стороны педагога, потому что находятся в некой эмоциональной зависимости от него. Часто в корне неправильным и ухудшающим адаптацию ребенка является то, что педагог недоволен учеником, который нарушает принятые в школе требования и нормы, и высказывает свое отношение непосредственно к личности ребенка, а не к конкретному поступку [6, с. 384].

Проанализировав вышесказанное, можно сделать вывод о том, что показателями адаптации младших школьников к условиям школьной жизни, являются: сформированность адекватного поведения, установление доверительных взаимоотношений как со сверстниками, так и с педагогическим коллективом, а так же освоение навыков социально значимой деятельности.

Чтобы помочь ребенку почувствовать себя в школе комфортно, высвободить его интеллектуальные, личностные, физические ресурсы успешного обучения и полноценного развития, надо знать ребенка, строить учебно-воспитательный процесс с учетом его индивидуальных особенностей, возможностей и потребностей, помогать ребенку сформировать навыки и внутренние психологические механизмы, необходимые для успешного обучения и общения в школьной среде.

Таким образом, главным условием успешной адаптации первоклассников в начальной школе должно стать создание адаптивной системы обучения через  личностно – ориентированный подход в воспитании  и  обучении  учащихся школы в условиях психолого-педагогического сопровождения.

 

Список литературы

Агапова, Е. М. Значение психолого-педагогической поддержки развития социально-личностных компетенций школьников // Высшее гуманитарное образование XXI века: проблемы и перспективы. - Самара, 2012.

Ермакова, И. Цена адаптации и как ее снизить // Народное образование. - 2012. - № 4. - С. 248-256.

Крысько, В. Г. Психология и педагогика: учебник для бакалавров. - М. : Юрайт, 2013. – 471 с.

Кулагина, И. Ю. Условия развития учебной мотивации в начальных классах // Психология обучения. – 2014. – № 2. – С. 113-123.

Савина, Н. Н. Школьная дезадаптация: природа, структура, причины // Наука и школа. - 2011. - № 3. - С. 118-121.

Психология и педагогика: учебник. - М. : Юрайт, 2013. – 609 с.

 

Категория: Статьи & Публикации | Добавил: Scorpion (29.10.2018)
Просмотров: 9 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Электронный журнал
Поиск
Форма входа