Вторник, 21.11.2017, 20:20
Приветствую Вас Гость | RSS

-Краснослободская СОШ №1

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [9]
Опыт учителей [62]
Публикации, статьи, рабочие программы, разработки уроков, внеклассные мероприятия...
Статьи & Публикации [77]
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Посетившие нас сегодня:
Друзья сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи & Публикации

Использование информационных технологий в учебном процессе для повышения эффективности и качества обучения английскому

 

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя английского языка МБОУ «Краснослободская СОШ №1» Краснослободского муниципального района Новиковой Надежды Николаевны.

 

1. Актуальность и перспективность опыта.

Среди проблем, теоретически и экспериментально решаемых методикой иностранных языков, коммуникативная компетенция и способы ее достижения является одной из наиболее актуальных. Овладеть коммуникативной компетенцией на английском языке, не находясь в стране изучаемого языка, дело весьма трудное. Поэтому важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка, используя для этого различные методы и приемы работы (ролевые игры, дискуссии, творческие проекты и др.). При решении данной проблемы огромную роль играют технические средства обучения, которые позволяют дать учащимся более полную и точную информацию по изучаемой теме, повышают наглядность обучения и вызывают стремление к дальнейшему совершенствованию языковой культуры.

Не менее важной является задача приобщения школьников к культурным ценностям народа - носителя языка. В этих целях большое значение имеет использование аутентичных материалов (рисунков, текстов, звукозаписей и т.п.). Знакомство с жизнью англоязычных стран происходит в основном через текст и иллюстрации к нему, просмотр кинофрагментов, диапозитивов, диафильмов и др.

Отсюда очевидна важность и актуальность изучения использования видеоматериалов. Основным средством обучения иностранному языку является языковая среда, а все остальные средства являются вспомогательными, их назначение – создание более или менее ярко выраженной иллюзии приобщения учащихся к естественной среде. Проведение урока целиком на иностранном языке создает прототип иноязычной среды, приближает учебный процесс к условиям подлинной коммуникации на данном языке.

Мой выбор пал на использование информационных технологий в учебном процессе для повышения эффективности и качества обучения английскому.

Таким образом, объектом моего исследования является использование технических средств обучения, а предметом – использование видеоматериалов на уроках иностранного языка.

В данной работе я ставлю цель доказать, что использование видеоматериалов является одним из основных технических средств обучения иностранному языку, а в частности - его речевой стороны.

2. Новизна опыта.

Новизна моего опыта заключается:

1) в использовании в проектной деятельности современных информационных технологий в сочетании с традиционными методами;

2) в реализации преемственности всех звеньев в цепочке обучения (начальное, среднее, старшее) путем разработки поуровневой системы творческих коллективных и индивидуальных заданий;

3) в попытке создать модель организации проектной деятельности школьников разных уровней с целью освоения ими информационной культуры в процессе изучения английского языка.

3. Наличие теоретической базы опыта.

Внедрение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшения качества обучения, увеличение доступности образования, обеспечение гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий.

Великий русский писатель Л. Н. Толстой  писал: «Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель сам учиться, обдумывать каждый урок и соизмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика, чем больше вызывать на вопросы и ответы, тем легче будет учиться ученику».

Я считаю, применение компьютерных технологий на уроках иностранного языка позволяет в увлекательной творческой форме продуктивно решать все задачи урока осуществлять обучающую коммуникативную познавательную деятельность.

Современный урок требует от учителя владения техническими средствами обучения – использование на уроках компьютера, создание мультимедийных  презентаций – все это позволяет расширить рамки урока, делая процесс обучения более эффективным и продуктивным.

Замечательный знаток русского языка Д.С. Лихачев с большим уважением относился к другим языкам: «Преодоление всяческих расстояний – это не только задача современной техники и точных наук, но и задача филологии в широком смысле слова. Филология сближает человечество. Оно оправдывает свое название (…филология – любовь к слову), так как в основе опирается на любовь к словесной культуре всех языков, на полную терпимость, уважение и интерес ко всем словесным культурам».

4. Ведущая педагогическая идея.

Ведущей педагогической идеей моего опыта является использование информационных технологий в учебном процессе как основы создания на уроках английского языка интереса к предмету и положительной динамики качества знаний учащихся, повышение плотности урока, продвижение вперед быстрыми темпами.

5. Оптимальность и эффективность средств.

Овладеть коммуникативной компетенцией на иностранном языке, не находясь в стране изучаемого языка, очень сложно. Поэтому преподавателю нужно создать реальные и воображаемые ситуации общения на уроке иностранного языка, используя при этом различные методы и приемы работы (дискуссии, ролевые игры, творческие проекты и др.).

Наиболее распространенными при обучении иностранным языкам являются следующие элементы информационных технологий:

· интерактивные доски,

· электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора,

· образовательные ресурсы Интернета,

· DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями,

· видео и аудиотехника,

· интерактивные конференции и конкурсы,

· материалы для дистанционного обучения,

· научно-исследовательские работы и проекты.

· дистанционное обучение.

 Изучение иностранного языка с использованием информационных технологий дает ученикам возможность принимать участие в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в видеоконференциях и т.д. Учащиеся могут получать любую информацию по проблеме, над которой они работают, а именно: лингвострановедческий материал, новости из жизни известных людей, статьи из газет и журналов, необходимую литературу и т.д.

Я бы хотела остановиться на наиболее часто используемых мною информационных технологиях на уроках по английскому и немецкому языку:

- использование мультимедийного проектора

Благодаря проектору, на занятии можно работать с презентациями по ключевым лексическим и грамматическим темам, а также смотреть видеофильмы, ведь с их помощью можно узнать как можно больше о стране и культуре изучаемого языка.

- работа с электронными учебниками

Достоинствами электронных учебников, на мой взгляд, являются: во-первых, их мобильность, во-вторых, доступность связи с развитием компьютерных сетей, в-третьих, соответствие уровню развития современных научных знаний.

- использование интерактивной доски на уроках иностранного языка также повышает эффективность процесса обучения и способствует формированию интерактивного пространства у учащихся. Интерактивная доска выполняет функции активного экрана, на ней можно демонстрировать презентации, текстовые документы, рисунки, фильмы и т.д.

- применение компьютеров на уроках иностранного языка значительно повышает интенсивность учебного процесса. При компьютерном обучении усваивается гораздо большее количество материала, чем это делалось за то же время в условиях традиционного обучения. Кроме того, материал при использовании компьютера усваивается прочнее.

Для меня компьютер является незаменимым помощником для подготовки к занятиям, а также для проведения тестирований, для разработки компьютерных уроков, подготовки дидактических материалов, использования ресурсов и услуг Интернет, а также для проектной деятельности учащихся.

Также, на своих уроках я использую  обучающую программу «Enjoy English».  Программа специально разработана для учащихся средней школы. Она содержит много упражнений на чтение, письмо, произношение, лексику и грамматику.

Используя  данные информационные технологии и данную программу в учебном процессе, я убедилась, что у учащихся  формируется мышление на иностранном языке, повышается мотивация к изучению английского  языка и повышается успеваемость по данному предмету.

6. Результативность работы.

Использование технических средств обучения на уроках иностранного языка дает возможность изложить материал наглядно, способствует повышению качества обучения и уменьшения утомляемости учащихся. Технические средства обучения помогают учителю в повышении темпа изложения материала и в наиболее полном удовлетворении запросов и любознательности учащихся.

Использование видеоматериалов покоится преимущественно на наглядном восприятии информации, создает прототип иноязычной среды и помогает овладеть коммуникативной компетенцией на иностранном языке, не находясь в стране изучаемого языка.

Эффективность использования видеоматериала при обучении речи зависит не только от точного определения его места в системе обучения, но и от того, насколько рационально организована структура видеозанятия, как согласованы учебные возможности видеоматериала с задачами обучения.

Таким образом, видеоматериалы, аудиотехника на уроках иностранного языка действительно способствуют улучшению усвоения знаний, помогают восполнить отсутствие иноязычной среды на всех этапах обучения, расширяют кругозор, а также воспитывают эстетический вкус у учащихся.

Я рекомендую учителям при проведении уроков иностранного языка стараться шире применять видеоматериалы с целью повышения эффективности обучения, расширения словарного запаса и развития внимания учащихся, и для того, чтобы разнообразить урок.

В целях обмена опытом с коллегами, я выступаю на семинарах, на педсоветах. Стараюсь повышать свой методический уровень, такую возможность дают курсы повышения квалификации. Изучаю опыт работы других педагогов своей школы, а также использую интернет-ресурсы, где размещен опыт педагогов других регионов.

Пройденные курсы:

  • «Организация дистанционного обучения в образовательном учреждении на основе интернет-технологий», ГБОУ ДПО (ПК) С МРИО, с 6.02. по 12.03.2013г., 72 час
  • «Развитие и контроль коммуникативных умений: традиции и перспективы», Педагогический университет «Первое сентября» и факультет педагогического образования МГУ им. М.В. Ломоносова, с 01.01. по 30.09.2013г., 72 час
  • Преподавание дисциплин образовательной области «Филология» (специализация: английский язык), Педагогический университет «Первое сентября» и ф-т педагогического образования МГУ им. М.В. Ломоносова, с 01.09.13г. по 30.05.2014г., 108 час («Специфика обучения английскому языку в начальной школе» -72 час, «Развитие профессиональной компетентности педагогов, реализующих требования ФГОС» -36 час
  • Модульные курсы, Педагогический университет «Первое сентября» и ф-т педагогического образования МГУ им. М.В. Ломоносова, декабрь 2013г., 42 час
  • Модульные курсы, Педагогический университет «Первое сентября» и ф-т педагогического образования МГУ им. М.В. Ломоносова, март 2015г., 36 час
  • Вебинары для учителей английского языка, издательство «Титул» (на портале www.englishteachers.ru),  2012-2015 гг.(68*2час)
  • «Новые тенденции в лингвистическом образовании в условиях перехода на ФГОС ОО», ГБОУ ДПО (ПК) С МРИО, с 01.03. по 31.03.2016г., 108 час

 

7. Возможность тиражирования.

По распространению опыта проводятся семинары районного и республиканского уровней, на которых идет обмен опытом по использованию методических приемов по изучению темы.

Дата

Тема

Название мероприятия

Образовательная организация:

2012-2013 уч.год

WEBQUEST в работе учителя

Заседание ШМО учителей иностранных языков

2013-2014 уч.год

Развитие рецептивных умений как цель и средство формирования нескольких компетенций(коммуникативной, информационной, социальной и учебной культуры).

Заседание ШМО учителей иностранных языков

Май, 2014г.

Развитие и контроль  коммуникативных умений: традиции и перспективы

Заседание ШМО учителей иностранных языков

Январь, 2015г.

Работа с интерактивной доской

Заседание ШМО учителей иностранных языков

Март, 2015г.

Использование деятельностных педагогических технологий – необходимое требование к учителю нового поколения (из опыта работы)

Педагогический совет

Апрель, 2015г.

Роль английской поэзии в обучении английскому языку

Заседание ШМО учителей иностранных языков

Дата

Место

Название мероприятия

Муниципальный уровень:

Август, 2014г.

МБОУ «Краснослободская СОШ №1»

Заседание РМО учителей иностранных языков

Ноябрь, 2014г.

МБОУ «Краснослободская СОШ №1»

Межокружной педагогический совет

Июль, 2016г.

МКУ «Управление образованием»

Заседание РМО

Республиканский уровень:

Август, 2013г.

ГБУ  РМ «Центр мониторинга и оценки качества образования»

Республиканский образовательный форум «Новое законодательство в области образования – гарант доступности и обеспечения его качества», дистанционная площадка «Развитие инклюзивного образования в современной школе: формы и методы работы с детьми – инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Март, 2015г.

МБОУ «Краснослободская СОШ №1»

VI-я Республиканская научно-исследовательская конференция школьников по практическому краеведению «Историко-культурное и природное наследие родного края» (круглый стол)

 

С публикациями о представленном инновационном опыте можно познакомиться здесь:

  • «Развитие рецептивных умений как цель и средство формирования нескольких компетенций (коммуникативной, информационной, социальной и учебной культуры)». Моя образовательная инициатива. Из опыта работы молодых педагогов Республики Мордовия: методическое пособие / сост.: Шарахова Л.Н., Пискайкина А.Е.; Мин-во образования РМ, МРИО. – Саранск, 2015. – 341 с.
  • Педагогическое интернет-сообщество, http://www.proshkolu.ru/user/nadezhda-27-english
  • Педагогический интернет-проект «Мультиурок», http://multiurok.ru/nadezhdahnovikova/ 

 

Категория: Статьи & Публикации | Добавил: Scorpion (07.10.2016)
Просмотров: 188 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Электронный журнал
Поиск
Форма входа