Вторник, 21.11.2017, 20:25
Приветствую Вас Гость | RSS

-Краснослободская СОШ №1

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [9]
Опыт учителей [62]
Публикации, статьи, рабочие программы, разработки уроков, внеклассные мероприятия...
Статьи & Публикации [77]
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Посетившие нас сегодня:
Друзья сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи & Публикации

Использование информационно-коммуникационных технологий и материалов сети Интернет на уроках английского языка для повышения эффективности о

Из опыта работы учителя английского языка МБОУ «Краснослободская СОШ №1» Краснослободского муниципального района Республики Мордовия

Трунтаевой Татьяны Владимировны

 

 «Использование информационно-коммуникационных технологий и материалов сети Интернет на уроках английского языка для повышения эффективности обучения»

1. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

В настоящее время обучение иностранному языку рассматривается как одно из приоритетных направлений современного школьного образования. Основная цель изучения иностранных языков в школе — формирование у школьников иноязычной коммуникативной компетенции, т. е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Вызовы информационного общества требуют не только новых систем и моделей обучения и образования, но принципиально новых подходов, которые дают возможность обучающимся доступа к различным источникам информации, помогла удовлетворить интересы современного школьника. В современных условиях ИКТ становится наиболее эффективным средством, способствующим расширению образовательного пространства современной школы. Современное информационное общество ставит задачи качественных изменений в деятельности всей школы, придавая особое значение формированию способности ученика к самостоятельному поиску информации. От нашего понимания значимости этих умений и готовности к формированию соответствующих навыков у учащихся зависит не только успех детей в познавательной и практической деятельности, но, в определенной мере, и вероятность их социальной адаптации, социализации, а иногда — и физического выживания в условиях современного информационного общества. Особую актуальность и важность данная проблема приобретает в учреждениях, где воспитываются дети-сироты и дети, лишенные родительского попечения. Информационные технологии оказывают все большее влияние на мировоззрение и знания детей, а сами воспитанники прекрасно понимают, что ИКТ являются неотъемлемой частью нашей жизни. При этом у воспитанников детских домов, по сравнению с детьми из обычных семей, отмечаются более низкий уровень развития логического и творческого мышления, узость и бедность мотивов деятельности, низкий уровень самостоятельности и произвольности, неумение с пользой для себя проводить свободное время. Использование ИКТ расширяет кругозор обучаемых, активизирует их познавательную деятельность, способствует развитию внимания и мышления, позволяет получить как можно больше информации за меньшее время, формирует у ребят умение самостоятельно находить нужную информацию, повышает интерес к предмету, что положительно влияет на качество знания. Кроме того, использование информационно-коммуникационных технологий способствует успешному получению общего и профессионального образования, облегчает социальную адаптацию воспитанников детского дома. В современных условиях, учитывая большую и серьезную заинтересованность воспитанников информационными технологиями, я использую эту возможность в качестве мощного инструмента развития мотивации на уроках английского языка. Так как использование новых информационных технологий позволяет разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для учащихся. Также несомненным преимуществом использования компьютерных технологий является перенос центра тяжести с вербальных методов обучении на методы поисковой творческой деятельности учителя и учащихся.

2. Условия формирования ведущей идеи, условия возникновения, становление опыта.

В настоящее время происходит существенное переосмысление целей Российского образования, оформляется новый социальный заказ на выпускника школы, отражающий тенденции развития современного общества. Будущий выпускник школы для успешной жизнедеятельности в современном обществе должен приобрести навыки критического мышления, освоить элементы информационной и коммуникативной культуры. Исходя из этого, перед учителем встала задача по-новому организовать учебный процесс. Поэтому, мой выбор темы опыта не случаен. Интеграция информационно-коммуникационных технологий в уроке иностранного языка – актуальное направление в методике, требующее новых подходов и нестандартных решений. Опыт формировался при наличии следующих условий: - формирование у учащихся способности к самостоятельному поиску нужных знаний, воспитывать у них потребность к постоянному самообразованию и творчеству. - создание ситуации успеха обучаемого на основе доброжелательных деловых отношений, - уважение личности ученика, внимание к его внутреннему миру, переживаниям, взаимопомощь и поддержка со стороны педагогического и ученического коллективов; - использование в урочной и во внеурочной деятельности ИКТ-технологий; - выступление на заседании МО по проблеме использования ИКТ-технологий на уроках английского языка. Ведущая педагогическая идея заключается в создании необходимых условий, способствующих повышению эффективности процесса обучения иностранному языку посредством внедрения в учебный процесс информационных технологий. Каждый урок иностранного языка должен быть направлен на практический результат, на достижение коммуникативной компетентности, т.е. определенного уровня языковых, страноведческих знаний, коммуникативных умений и речевых навыков, позволяющих осуществлять иноязычное общение. Использование на уроках ИКТ, позволяет разнообразить процесс обучения, представить учебный материал более наглядным и доступным для восприятия учащимися, обеспечивают реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы учащихся. Любая схема, иллюстрация, анимация, звукозапись, используемые при организации учебного процесса, становятся не просто украшением урока, а делают его более содержательным. Поэтому сегодня необходимо уделять серьезное внимание использованию средств новых информационных технологий в обучении иностранным языкам. Уроки, проведенные с применением современных компьютерных технологий, показали рост познавательной активности учащихся и качества знаний, комфортное психологическое состояние обучающихся и положительную рефлексию таких уроков. Вследствие этого возникла идея применения информационно-коммуникационных технологий и материалов сети Интернет на уроках английского языка для повышения эффективности обучения.

3. Теоретическая база опыта

В настоящее время значительные преобразования в области образования затронули и обучение иностранному языку в школе. В частности стали интенсивно внедрятся в учебный процесс новые информационные технологии, такие как использование Интернет-ресурсов, обучающих компьютерных программ. Теоретической базой опыта явились работы таких ученых как Полат Е. С., Дмитреева Е. И., Новиков С. В, Полилова Т.А., Цветкова Л. А. Так, О.И. Руденко-Моргун в своей статье "Компьютерные технологии как новая форма обучения пишет", мы живём в век информационной, компьютерной революции, которая началась в середине 80-х годов и до сих пор продолжает наращивать темпы. Вот её основные вехи: появление персонального компьютера, изобретение технологии мультимедиа, внедрение в нашу жизнь глобальной информационной компьютерной сети Интернет. Все эти новшества легко и незаметно вошли в жизнь: они широко используются почти во всех профессиональных сферах и в быту. Система образования не может быть независимой от общественного и политического устройства государства, она во все времена откликалась на социальный заказ. Именно в силу этого политика государства в последнее время направлена на то, чтобы внедрить информационные технологии в школы и вузы. Следует отметить, что Использование ИКТ способствует формированию и новой роли учителя. В электронной образовательной высокоинформативной среде учитель и ученик равны в доступе к информации, содержанию обучения, поэтому учитель перестаёт быть единственным источником фактов, идей и другой информации. Наставник – вот его новая роль.

4. Технология опыта.

Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения. Основными целями применения ИКТ на уроках английского языка являются: • повышение мотивации к изучению языка;

• развитие речевой компетенции: умение понимать аутентичные иноязычные тексты, а также умение передавать информацию в связных аргументированных высказываниях;

• расширение объема знаний о социокультурной специфике страны изучаемого языка;

• развитие способности и готовности к самостоятельному изучению английского языка. Компьютер и созданные на его основе технологии и ресурсы являются уникальными, по своим возможностям, средствами обучения. В своей педагогической деятельности я использую следующие средства:

• Создание презентаций к урокам.

 • Работа с программами Microsoft Office: Word, Excel, Power Point.

• Использование мультимедийных презентаций.

 • Работа с образовательными ресурсами сети Интернет.

• Использование видеоматериалов.

Применение ИКТ на уроках я осуществляю в форме: 1 - печатных материалов (тестов, самостоятельных и контрольных работ, дидактических материалов, текстов для чтения и пересказа, заданий по аудированию и письму); 2 - с помощью разработанных компьютерных презентаций и презентаций учащихся; 3 - использования материалов сети Интернет и мультимедийных учебников. Возможность применения ИКТ средств в обучении иностранному языку очень широка. Включение обучающихся в образовательную деятельность осуществляется на основе системно-деятельностного подхода, который позволяет организовать процессы мотивации обучающихся, строить и корректировать способы действий в условиях фронтальной, групповой и индивидуальной работы, организовывать рефлексию, самоконтроль, осуществлять самооценку. Компьютер мною используется для ознакомления учащихся с новым языковым материалом, на этапе тренировки, на этапе применения сформированных знаний, навыков, умений и на этапе их контроля. В педагогической деятельности я использую созданные презентации, интерактивные плакаты, содержащие краткий текст, основные языковые формулы, схемы, рисунки, анимации. При использовании презентаций в процессе объяснения новой темы показываю основные моменты темы. Обладая такой возможностью, как интерактивность, компьютерные презентации позволяют эффективно адаптировать учебный материал под особенности обучающихся. Видеоролики и песни, описывающие реалии англоязычных стран, помогают в знакомстве с иноязычной культурой. Например, видеоматериалы о системе образования США и Великобритании, помогают в выполнении упражнений по теме. Эти ИКТ средства способствуют более быстрому овладению фонетическими, лексическими, грамматическими, аудитивными навыками на уроке. Существует множество компьютерных программ, помогающих учителю английского языка и учащимся при овладении английским языком. На своих уроках я использую, «Витаминный курс. Английский язык» он содержит различные упражнения на грамматику, лексику, чтение, письмо, произношение. Также есть возможность тестирования и оценивания знаний. Форма работы может быть индивидуальная и групповая. Считаю, что мультимедийные приложения являются чрезвычайно полезными и делают уроки в начальной школе красочными, интересными и необычными. Например, «Enjoy the ABC» и «Слушай и играй с удовольствием» /«Enjoy Listening and playing», являющиеся мультимедийными приложениями к учебнику «Enjoy English» (под ред. Биболетовой М.З. для 2, 3 и 4 классов). Данные программы полностью соответствуют авторской концепции учебника. В упражнениях продолжена сюжетная линия учебника, предъявление и закрепление материала не расходится с тематическим и поурочным планированием УМК. В своей практике использую следующие формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках: • Изучение лексики. Этапы работы с компьютерными программами следующие: демонстрация, закрепление, контроль. • Отработка произношения. • Обучение письму. • Отработка грамматических явлений. На уроках систематизации и обобщения знаний непосредственно обращаюсь к различным источникам информации, которая интересна ученикам и способствует получению жизненного опыта. Самостоятельный поиск необходимой информации на англоязычных и тематических сайтах помогает формировать компенсаторную, социокультурную компетенции, развивает умение организовать самостоятельную работу. Применение мультимедийных презентаций на уроках привело к стремлению самих учащихся к их созданию. Они выполняют мультимедийные презентации с большим интересом. Это еще один стимул к развитию интереса учащихся к изучению языка и культуры страны изучаемого языка. Хочу отметить, что такие задания ученики начинают выполнять с 6-го класса. Интерес представляют такие темы, как «Праздники», «Животные», «Моя семья», «Времена года», "Достопримечательности», «Субкультуры» и др. Это является эффективным способом обучения. Если раньше проекты выполнялись в виде рефератов или сообщений по теме, то значительно интереснее для ребят стало создание электронной презентации. Учащиеся при этом осваивают работу с компьютером, учатся выбирать главное, концентрировать свою мысль. Поиск информации, самостоятельная работа с дополнительными источниками способствуют углублению и лучшему усвоению изучаемого материала. Аудиодиски к учебникам, электронные учебники, интернет-ресурсы не только делают урок интереснее, но и повышают мотивацию изучения иностранному языку. На сайте http://learnenglishkids.britishcouncil.org/en/ можно прослушать песенки и увидеть героев-исполнителей, прослушать короткие рассказы, новости, интересные для детей, а также поучаствовать в играх Listening games. Также для развития и совершенствования навыков аудирования можно использовать ресурсы сайта http://www.bbc.co.uk/learningenglish/, где предлагаются для прослушивания высказывания монологического и диалогического характера на актуальную тему. Интернет сейчас предлагает множество онлайн тестов. На уроках я использую материалы таких сайтов, как http://www.future4you.ru/, http://english-exam.ru/, Во внеурочной деятельности по предмету я так же применяю информационные технологии. Мероприятия, проведенные с использованием ИКТ, интересны и информативны.

5. Анализ результативности.

Работа по реализации темы опыта дала определённые результаты в обучении школьников. Она способствовала развитию коммуникативной компетенции учащихся, сформировала положительную мотивацию воспитанников к обучению, позволила в значительной мере повысить творческую активность детей в учебно-познавательной деятельности. Учащиеся проявляют интерес к изучению английского языка, поэтому возросло желание участвовать в различных олимпиадах, всероссийских конкурсах, проводимых в сети Интернет и показывают неплохие результаты. В результате этого на международном уровне – 3 призера. Таким образом, применение ИКТ на уроках английского языка является основным признаком положительных результатов творческой деятельности, что влечет за собой повышение мотивации учащихся. Обобщая и анализируя опыт применения компьютера и мультимедийных технологий на уроках английского языка и во внеурочное время, можно сделать вывод, ИКТ технологии ускоряют процесс обучения, они способствуют росту интереса учащихся к предмету, улучшают качество усвоения материала, позволяют индивидуализировать процесс обучения.

6. Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Мне бы хотелось отметить следующие трудности в использовании информационно-коммуникационных технологий: • недостаточная степень оборудования школы, • недостаточное количество ЦОР, • многие ученики не имеют достаточных навыков работы с компьютером и Интернетом, • не всегда классы имеют доступ в Интернет • не у всех учителей имеются доступ в Интернет. Конечно, достоинств у компьютерного обучения немало, но нельзя и злоупотреблять компьютеризацией. Та или иная учебная компьютерная технология целесообразна, если она позволяет получить такие результаты обучения, какие нельзя получить без применения данной технологии. Считается, что учитель, работая над чем-то новым, должен уметь видеть не только положительные стороны, но и его проблемное поле, для того, чтобы уметь предупреждать ошибки. Риском моего опыта является влияние компьютера на здоровье ученика. Поэтому при работе с компьютером, я соблюдаю нормы организации учебного процесса с использованием ИКТ и использование здоровьесберегающих технологий. После работы на компьютере я провожу с учащимися гимнастику для снятия напряжения с мышц спины, рук и глаз. Компьютер на занятиях является не самоцелью, а средством для общего развития школьников, инструментом, позволяющим решать задачи развития языковых, познавательных и коммуникативных способностей ребенка. И все же, как бы ни было заманчиво постоянно применять компьютер и мультимедийные технологии на уроках, ничто не может заменить самого учителя. Ведь только разумное комплексное сочетание всех имеющихся в его распоряжении методических приемов и технических средств может дать желаемый результат.

7. Адресные рекомендации по использованию опыта.

Я рекомендую учителям при проведении уроков иностранного языка стараться шире применять видеоматериалы с целью повышения эффективности обучения, расширения словарного запаса и развития внимания учащихся, и для того, чтобы разнообразить урок.

Современный урок требует от учителя владения техническими средствами обучения – использование на уроках компьютера,  создание мультимедийных  презентаций – все это позволяет расширить рамки урока, делая процесс обучения более эффективным и продуктивным.

В целях обмена опытом с коллегами, я выступаю на семинарах, на педсоветах. Стараюсь повышать свой методический уровень, такую возможность дают курсы повышения квалификации. Изучаю опыт работы других педагогов своей школы, а также использую интернет-ресурсы, где размещен опыт педагогов других регионов.

 

 

Категория: Статьи & Публикации | Добавил: Scorpion (11.09.2016)
Просмотров: 109 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Электронный журнал
Поиск
Форма входа