Вторник, 21.11.2017, 20:30
Приветствую Вас Гость | RSS

-Краснослободская СОШ №1

Меню сайта
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Посетившие нас сегодня:
Друзья сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Опыт учителей » Творчество

Развитие интереса и внимания на уроках искусства

Развитие интереса и внимания на уроках искусства

Развитие интереса школьников к урокам искусства (изобразительное искусство, музыка, искусство 8-9 кл., МХК) является одной из важнейших задач современной школы. В процессе обучения развитие интереса и внимания имеет очень большое значение, так как без него невозможно воспринимать материал. Будучи средством обучения интерес актуализирует наиболее важные элементы знаний и содействует успешному приобретению умений и навыков. Познавательный интерес способствует тому встречному движению ученика к учителю, которое необходимо для успешного процесса обучения. А так же познавательный интерес способствует формированию личности.

Развитие интереса и внимания к искусству сказывается на обучении ребенка, чем больше ребенок интересуется искусством, тем богаче, ярче его воображение, чувства, духовный мир. Особое значение проблема интереса и увлеченности приобретает в области искусства, где без эмоциональной увлеченности невозможно достичь даже маленьких результатов, сколько бы ни отдавать этому сил.

Задача учителя искусства – развивать интерес, внимание учащихся и повышать их уровень.

Музыка – один из ярких и эмоциональных видов искусства, наиболее эффективное и действенное средство воспитания детей. Она помогает полнее раскрыть способности ребенка, развить слух и чувство ритма, научить его правильно воспринимать язык музыкальных образов.

Музыка – один из самых «человечных» видов искусства. Потому что от рождения она живет в каждом из нас – в чувствах радости, печали, восторга, в интонациях нашего голоса и т.д. Восприятие и понимание музыки зависит от эмоционального опыта человека, а не только от его музыкальных способностей.

К тому же музыкальный слух и музыкальная память развиваются в результате определенных усилий самого человека. От того, как часто слушает он музыку и какая это музыка, зависит, станут ли они друзьями.

Восприятие серьезной музыки требует определенной подготовленности слушания ее – некоторых усилий. Без музыкальной грамоты невозможно ощутить логику развития музыкальной мысли, а без этого любое музыкальное произведение будет только хаосом непонятных звуков. Тот, кто ограничивается только «легкой» или «развлекательной» музыкой, обкрадывает себя эмоционально и духовно. Потому что опера, балет, соната, симфония несут в себе такие сложные чувства и переживания, не испытав которые человек заведомо обеднеет духовный мир.

Интерес – прекрасный стимул вообще и приобщения школьников к музыке в частности. Под его влиянием развивается музыкальная наблюдательность, интеллектуальная активность, обостряется работа воображения, восприятия, усиливается произвольное внимание, сосредоточенность.

Так, школьный учитель - музыкант Ю. Б. Алиев писал: «Интерес занятия музыки – это не развлекательные занятия и не сухое выдалбливание песенного материала, музыкальных инструментов, дат жизни композиторов. Это те занятия, которые вызывают разнообразную гамму чувств, размышлений, эстетических переживаний, заставляют что-то прочувствовать, пережить, освоить».

В школе я преподаю уроки музыки (1-7 кл.),  искусство (8-9 кл.), МХК (10 кл.).

Моя задача – сделать урок ярким, запоминающимся, привлекательным, сформировать эмоционально-положительное отношение к предмету, изменить роль ученика, из пассивного слушателя сделать его активным участником процесса обучения.

Учащиеся не должны забывать, что уроки искусства, - это не развлечение, а очень важная часть нашей жизни. Учитывая педагогические условия использования активных форм и методов обучения, для самореализации учащихся особенно важным является то, чтобы каждый пережил ситуацию успеха. Как ее создать, если ученик испытывает затруднения?

Ситуацию успеха можно создать на том этапе урока, на котором ребенок чувствует себя более уверенным и спокойным, например, в процессе взаимодействия с одноклассниками, при выполнении какой-либо деятельности (пении, импровизации, творческого задания), при оценивании, рефлексия.

В своей работе стараюсь использовать разные методы, приемы и формы работы с детьми для развития интереса и внимания на уроках и в то же время направленных на развитие активной, творческой личности: игры, беседы, дискуссии, мини-проекты, формы взаимоконтроля, коллективная работа, работа в малых группах и парах, проблемное изложение материала, художественно-творческие задания, урок-исследование, урок - концерт, урок - экскурсия и др.

Приведу некоторые примеры:

1.Игры – соревнования. Это игры, которые связанны с выявлением победителя (викторины, песенные конкурсы).

2.Игры – упражнения.

Учащиеся очень любят работать с музыкальными терминами в занимательной форме, разгадывая ребусы, кроссворды, составление слов из заданных букв.

Самостоятельное составление кроссворд только из фамилий композиторов, или названий инструментов, или названий музыкальных жанров и т.д.

3.Ролевая игра (форма моделирования ребенком, прежде всего социальных отношений, свободная импровизация, не подчиненная жестким правилам, неизменяемым условиям).

- Представь себе, что ты композитор. Какую бы музыку ты сочинил для (утра, ночи, зимы и т.д.).

- Представьте себя в роли композитора (звукорежиссера, музыкального продюсера). Какую музыку вы написали бы к этим словам, сюжету, картине?

4.Игра "Угадайка"  и "Узнай и спой".

Учащиеся должны угадать песенный репертуар, классическую музыку.

5. Вокальные игры.

Это различные упражнения, звукоподражание, речевые зарядки и ритмодекламации (это четкое произнесение текста или стихов в заданном ритме), игры на развитие речевого и певческого дыхания, развивающие игры с голосом, интонационные игры и упражнения, игровой показ песни.

Упражнения из фонопедического метода В.В. Емельянова.

(Р) – НА МАШИНЕ ЕДЕМ К МАМЕ - (Р)

(Р) – МЫ НЕ ЕЛИ, МЫ НЕ СПАЛИ - (Р)

(Р) – ЦЕЛЫЙ ДЕНЬ МЫ ЗА РУЛЕМ - (Р)

(Р) – ВСЁ НАМ БЫЛО НИПОЧЕМ - (Р)

6. Вокальное музицирование.

Ученики придумывают мелодию к неизвестной им песне. Я-композитор" или "Сами композиторы".

7. «Инсценировка».

Инсценировки песен позволяют ученикам раскрепоститься, повышают самооценку, развивают творческий потенциал. Ребята очень любят выступать в роли артистов.

Прекрасные примеры для инсценировки - песни Д.Б. Кабалевского «Любитель-рыболов», Т. Попатенко «Котенок и щенок», Л.. Книппер «Почему медведь зимой спит».

8.«Музыкальный театр» - этот метод направлен на постижение целостного музыкального содержания. Средства – звук, жест, танец, слово, литературный сюжет, стихи. Особенностью является то, что определяемые учителем средства, должны быть реализованы в синтезе, например звук и жест. Этот метод помогает ребенку сделать музыку зримой, осязаемой, что очень важно на начальном этапе взаимодействия с музыкальным искусством, когда дети еще не могут говорить о музыке.

Учащиеся начальной школы по музыке дети определяют различных животных из «Карнавала животных» К. Сен-Санса, а потом разыгрывают спектакль, изображая повадки того животного, кто больше понравился. Разыгрывают по ролям фрагменты сказок, оперу М. Коваля «Волк и семеро козлят».

9.«Звук и цвет», «Отображение музыкальных впечатлений”, где дети отражают свои размышления. Дети очень любят выразить свои впечатления от музыки в рисунках.

«Я-художник», «Цвет-настроение» (развитие ассоциативно-образного мышления).

Ученики с большим удовольствием воплощают музыкальные образы в художественные, создают иллюстрации к музыкальным произведениям. «Три подружки» Д. Кабалевского, «Котенок и щенок» Т. Попатенко, «Времена года» А. Вивальди и П.И. Чайковского, «Утро» Э.Грига, «Рассвет на Москва-реке» М.Мусоргского, «Лесной царь» Ф. Шуберта, «Болеро» М. Равеля. Этот прием позволяет детям через цвет отобразить настроение, образ музыки. Следует подсказать учащимся, что цвет в рисунке имеет большое выразительное значение: светлые тона часто соответствуют светлому, нежному, спокойному настроению музыки; темные – тревожному, таинственному, яркие сочные краски – веселому, радостному.

10.«Пластическое интонирование» - это один из способов, одна из возможностей “проживания” образов, когда любой жест, движение становятся формой эмоционального выражения содержания. Жест, движение, пластика обладает особенным свойством обобщать эмоциональное состояние.

Пластическое интонирование - познание музыки через жест, движение, превращение процесса восприятия музыки из пассивной формы работы (слушание) в активную.

Движения могут быть различными - от гибкого нисходящего движения руки до имитации игры на музыкальных инструментах в характере музыки (“Веселый музыкант” А.Филиппенко); от покачивания корпусом, до радостного танца ; от легкого шага до хоровода (р.н.п. “Во поле береза стояла”).

Дети чаще ждут показа готового варианта пластического выражения, чем сами его придумывают. Поэтому лучше ограничиваться только намеками и подсказками, способными помочь ребенку. Важно - свобода творчества.

Прослушав фрагмент из произведения“Утро” Э.Грига, прекрасно справляются с заданием показать движением, как развивалась музыка (руки детей плавно поднимаются вверх, показывая как восходит солнце). Обращаю внимание насколько выразительны жесты ребят, отвечают ли они характеру музыки.

Самостоятельная творческая деятельность детей связана с пластическим интонированием контрастных музыкальных образов балета С.Прокофьева “Золушка” (“Вальс и Полночь”) во втором классе через свободное дирижирование, поиск линий жеста, движения в передачи бездушного звучания часов, имитации однообразных ударов маятника-робота.

11. Музыкальные загадки.

Загадки развивают фантазию детей, с их помощью школьники с интересом включаются в мыслительное творчество. Загадки это еще и источник новых знаний.

Веселятся музыканты, улыбнулся дирижер, лад, в котором мы играли называется……… (мажор)

Если в нашей пьесе тучи, Дождик льет во весь опор, это лад печальный, грустный, называется………. (минор)

12.При слушании и анализе музыки я использую различные методы и приемы, которые способствуют организации учебно-познавательной деятельности учащихся в условиях проблемной ситуации: написание мини-сочинения, размышления о музыке, эссе; описание музыкального образа после слушания музыки, сравнение двух вариантов звучания одного и того же произведения в разном исполнении, оркестровка инструментального произведения.

13.Проекты, исследовательские работы.

По характеру конечного продукта проектной деятельности, можно выделить следующие виды проектов:

- Ролевые проекты, например, инсценировка детских песен, разыгрывание фрагментов биографии композиторов и.т.д.

-Информативно-исследовательские проекты, например, «Изучение биографии композитора», «Как создавалась опера», «Путешествие в мир музыкальных  инструментов»

- Информационные проекты – выступление с сообщением по какой-либо теме.

- Практико-ориентированные проекты, например, дидактический материал по какой-либо теме, создание музыкальной игры и её описание и т.д.

Проект, который выполняют ученики, должен вызывать в них интерес, увлекать их, идти от сердца.

Например:

- Провести исследовательскую работу. Найти стихотворение, где присутствует музыка.

- Попробовать самим сочинить стихотворение, где музыке будет отведена главная роль. Аналогичное задание можно использовать и по теме «Музыка в баснях», «Музыка в сказках». Главное чтобы на занятиях не было равнодушных, ведь эмоциональное состояние влияет на мотивацию учения. Ведь большое искусство начинается с малого.

- Для учащихся старших классов в преддверии празднования Победы был предложен групповой проект «Песни военных лет». Исследовательская деятельность осуществляется в области музыки и истории (песни военных лет). На первом этапе работы ученикам предлагается приготовить материал о том, как музыка помогала побеждать нашим воинам во время Великой отечественной войны.

14..Художественно- творческие задания или творческая мастерская.

Такие задания выполняются по предмету искусство (8-9 кл.) и МХК. Например: нарисовать рекламную листовку или эскиз - плакат, проект - эскизы, рисунки  на темы "Архитектура исторического города", "Афиша", "Пейзаж", "Натюрморт", "Мода", "Интерьер комнаты", "Дизайн" и др.; написать сочинения - эссе; рефераты и сообщения на определенные темы; история создания и важнейшие экспонаты в крупнейших музеях мира - Лувр (Париж), Эрмитаж (Санкт-Петербург), ГМИИ им. А.С. Пушкина (Москва), Метрополитен (Нью-Йорк) и др.

15.На уроках я использую разнообразные ИКТ. Каждому из них отводится определенное место и роль в образовательном процессе.

-Мультимедийные презентации. Использование мультимедийных презентаций в программе Power Point давно и прочно вошло в школьную практику. На своих уроках я использую их для актуализации знаний, сопровождения объяснения нового материала, первичного закрепления знаний, обобщения и систематизации изученного. Важнейшее преимущество презентаций видим в том, что учитель создаёт учебные ресурсы, ориентированные на конкретных учащихся, что, в свою очередь, создаёт предпосылки для интерактивного взаимодействия участников урока.

-Интерактивная доска. Интерактивная доска на уроках МХК позволяет демонстрировать мультимедийные презентации в интерактивном режиме, выделяя главное, ранжируя идеи, выдвинутые в процессе обсуждения, для изучения различных текстов.

-Ресурсы Интернет. Для каждого цикла уроков делается обзор Интернет-ресурсов, которыми учащиеся могут воспользоваться при подготовке домашнего задания, а также для самостоятельной работы.

-Виртуальные экскурсии. Использование подобного рода пособий позволяет достигнуть эффекта присутствия, дает возможность побродить по лучшим музеям мира, улицам древних городов.

Используя на уроках разные формы, методы и приемы работы, которые формируют творческую активность учащихся в учебной деятельности, способствуют активизации познавательной деятельности учащихся на уроках музыки, самостоятельному осмыслению музыкального и художественного материала.

Позволяют учителю по-новому увидеть некоторых учащихся, заметить их индивидуальные особенности. Эффективность урока возрастает.

Особая атмосфера урока, в которой увлеченность, внутренний комфорт, раскованность испытывают все. Подобная атмосфера желанна на любом уроке, а на уроках искусства она просто бесценна. Именно она позволяет осуществить идею урока, главную содержательную суть которого составляет активная творческая деятельность детей.

Дети на самом деле все время действуют, творчески, поскольку ставятся в условия, в которых они могут и им необходимо фантазировать, проявлять индивидуальность.

Педагогическая направленность таких уроков очевидна: углубляются знания и в области речи, и в искусстве; легче устанавливается рабочая дисциплина; уроки проходят интереснее; воспитывается внимание и, что не маловажно, личность ученика раскрывается, становится свободнее, мысль его работает самокритичнее, к ошибкам товарищей он начинает относиться терпимее, становится благожелательнее. Все это способствует сплочению классного коллектива и повышению успеваемости.

Все уроки искусства в школе должны способствовать творческому развитию учащихся, т. е. вырабатывать в них стремление сделать что-то свое, новое, лучшее.

Ребенок творит ради радости. И эта радость есть особая сила, которая питает его. Радость собственного преодоления и успеха в труде способствует приобретению веры в себя, уверенности в своих силах, воспитывает целостную, творческую личность.

“Каждый, кто хоть немного ощутил в какой-либо сфере искусства радость творчества, будет в состоянии воспринимать и ценить все хорошее, что делается в этой сфере, и с большей интенсивностью, чем тот, кто только пассивно воспринимает”. (Б. В. Асафьев.)

                                                                                                                

 

  Макарова И.А., учитель музыки

Категория: Творчество | Добавил: Scorpion (04.04.2017)
Просмотров: 80 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Электронный журнал
Поиск
Форма входа