Вторник, 26.09.2017, 12:16
Приветствую Вас Гость | RSS

-Краснослободская СОШ №1

Меню сайта
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Посетившие нас сегодня: Scorpion
Друзья сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Опыт учителей » Математика

Структура урока с позиции системно- деятельностного подхода.

МБОУ "Краснослободская СОШ№1"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад на педсовет

 

 

Урок с точки зрения  системно-деятельностного  подхода

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила учитель математики: Атишева Т. Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

26.01.2016г

слайд 2.    Структура урока с позиций системно - деятельностного подхода состоит в следующем:  

 - учитель создает проблемную ситуацию;

- ученик принимает проблемную ситуацию;

- вместе выявляют проблему;

- учитель управляет поисковой деятельностью;

- ученик осуществляет самостоятельный поиск;

- обсуждение результатов.

Конечно, у этого метода есть недостатки и самый главный из них: все новое требует много времени и сил. Гораздо легче вести урок по уже привычному плану, но если вдуматься, то мы довольно часто применяем на своих уроках системно-деятельностный подход даже не задумываясь об этом, и весьма эффективно

Приведу пример из геометрии: слайд 3

          Теорема о сумме углов треугольника. Можно  не давать эту теорему в готовом виде и  с доказательством, а предложить учащимся начертить произвольный треугольник и вырезать его (можно попросить сделать это дома), а затем  оторвать у треугольника все углы и сложить их в один. Несмотря на то, что все треугольники были разные, результат у всех один: развернутый угол, а его величина равна 180 градусов. Делаем вывод: Сумма углов произвольного треугольника равна 180 градусов. Теорема сформулирована. Хотя слово теорема еще ни разу не прозвучало. Надо ее доказать. Сделать на доске чертеж и предложить ребятам доказать полученный практическим путем факт.

 

Описание: http://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/thumb/0/0b/TriangleWithLine.gif/250px-TriangleWithLine.gif

 

 Оформляем  решение задачи. Учащиеся легко справляются с заданием и только после этого узнают, что это была теорема о сумме углов треугольника и что они сами только что ее доказали.

Однако не все так гладко. Ведь мы говорим о применение этого подхода на отдельных этапах урока, а для того, чтобы деятельностный подход стал действительно системным надо использовать его на всех этапах урока, а это потребует от учителя колоссальной подготовки. Сейчас на продумывание хода урока с учетом нового подхода уйдет достаточно много времени.

Структура урока слайд 4

  1. Мотивация (самоопределение ) к УД.
  2.  Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
  3. Выявление места и причины затруднения.
  4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
  5. Реализация построенного проекта.
  6.  Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
  7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
  8. Включение в систему знаний и повторение.
  9. Рефлексия  УД  на уроке.

 

1. 1 этап – мотивация.  слайд 5

Цель: мотивировать  ученика к учебной деятельности на уроке.

 «Надо, хочу, могу».

• 1-2 минуты;

• У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.

2 этап – пробное действие  слайд 6

Цель:  организовать  выполнение пробного учебного действия и фиксацию индивидуального затруднения.

 •4-5 минут;        

• Возникновение проблемной ситуации.

• выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло затруднение; темы и цели урока. Вначале актуализируются знания, необходимые для работы над новым материалом. Одновременно идёт эффективная работа над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций.

3 этап - выявление причины затруднения  слайд 7

Цель:  организовать  рефлексию пробного действия, выявление места и причины затруднения.

 Обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.

• 4-5 мин;

4 и 5 этапы- построение и реализация проекта слайд 8

Цель: решение устной задачи и обсуждение проекта её решения.

• 7-8 мин;

• Способы: диалог, групповая или парная работа:

• Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог.

• организация самостоятельной исследовательской деятельности;

• выведение алгоритма.

Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя. Новые правила они пытаются выразить своими словами.

В завершении подводится итог обсуждения и даётся общепринятая формулировка новых алгоритмов действий. Для лучшего их запоминания, там, где это возможно, используется приём перевода математических правил на язык образов.

6 и 7 этапы – первичное закрепление и самостоятельная работа слайд 9

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

• 4-5 минут;

• Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий);

• Выполняется письменно;

• Методы: самоконтроль, самооценка.

При проведении самостоятельной работы в классе каждый ребёнок проговаривает новые правила про себя.

При проверке работы каждый должен себя проверить - всё ли он понял, запомнил ли новые правила. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха.

8 этап - включение нового знания в систему знаний и повторение. слайд 10

Цель:  помочь в определении  границ применимости нового знания.

• 7-8 минут;

• Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие;

• Затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.

При повторении ранее изученного материала используются игровые элементы - сказочные персонажи, соревнования. Это создаёт положительный эмоциональный фон, способствует развитию у детей интереса к урокам.

9 этап -  Рефлексия деятельности (итог урока).  слайд 11

Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

• 2-3 минуты;

• Вопросы:

• Какую задачу ставили?

• Удалось решить поставленную задачу?

• Каким способом?

• Какие получили результаты?

• Что нужно сделать ещё?

• Где можно применить новые знания?

Современный урок обеспечивает творческое усвоение учащимися знаний посредством специально организованного учителем диалога. При этом достигается подлинное понимание учениками материала, ибо нельзя не понять то, до чего додумался сам.

Категория: Математика | Добавил: Scorpion (30.08.2016)
Просмотров: 187 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Электронный журнал
Поиск
Форма входа