Вторник, 21.11.2017, 20:26
Приветствую Вас Гость | RSS

-Краснослободская СОШ №1

Меню сайта
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Посетившие нас сегодня:
Друзья сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Опыт учителей » Математика

Развитие интереса к математике на уроке и во внеурочное время

Представление собственного инновационного  педагогического опыта учителя математики Атишевой Татьяны Николаевны по теме «Развитие интереса к математике на уроке и во внеурочное время»

 

Я, Атишева Татьяна Николаевна, 1976 года рождения, работаю в  МБОУ «Краснослободская средняя общеобразовательная школа №1» первый год, общий педагогический стаж 11 лет.

 

Образование – высшее. МГПИ им. М.Е. Евсевьева, 1998г., учитель математики и информатики по специальности «Математика» с дополнительной специальностью «Информатика».  Начала свою педагогическую деятельность в 2000 году.

 

  1. Актуальность и перспективность опыта.

 

        Важнейшей целью, как учителя математики, считаю развитие интереса учащихся к изучению математики, так как этот предмет является одним из опорных предметов средней школы.

       Одна из основных причин сравнительно плохой успеваемости по математике – слабый интерес многих учащихся к этому предмету. Интерес к предмету зависит, прежде всего, от качества учебной работы на уроке. Практика показывает, что в традиционном школьном обучении на 90% преобладает монолог учителя, рассчитанный на передачу учащимся знаний в готовом виде, на развитие воспроизводящей памяти ученика, хотя само обучение является, в сущности, диалоговым процессом. Даже на тех уроках, где присутствует диалог, функции его, ограничиваются чаще всего репродуктивным воспроизведением изученного материала. При этом учителя не обращают внимания на содержание задач, характер и форму вопросов, их место в системе урока. В большинстве случаев используются репродуктивные задачи, ориентирующие на однозначные ответы, не активизирующие мыслительную деятельность ученика.

        Но современных подростков уже не устраивает роль пассивных слушателей на уроке, им неинтересно записывать под диктовку учителя или списывать готовые решения с доски. Они несклонны слушать слишком подробные объяснения учителя. Они ждут новых форм знакомства с новым материалом, в которых могли бы воплотиться их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности.

         И великолепными способами решения данной проблемы являются: познавательные задачи, развивающие способности детей, задачи, которые вызывают повышенный интерес и готовность их решать; занимательность на уроке.

        Задача - это начало, исходное звено познавательного поискового и творческого процесса. Познавательные задания должны включать в себя всю систему познавательных действий и операций, начиная от действий, связанных с восприятием, запоминанием, припоминанием, осмыслением и заканчивая операциями логического и творческого мышления.

«Не мыслям надобно учить, а учить мыслить» (Э. Кант).

       Под занимательностью на уроке понимаются те компоненты урока (способы подачи учебного материала, специфические свойства информации и заданий, связанные с учебным материалом, а иногда и с организацией обучения), которые содержат в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, комического, вызывают интерес у учащихся к учебному предмету и способствует созданию положительной эмоциональной обстановки учения.

«Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребенка и не превратить этой работы в забаву - это одна из труднейших и важнейших задач дидактики.» (К.Д. Ушинский).

     Все материалы занимательного характера обычно разбивают на три группы: занимательные по форме; занимательные по содержанию; занимательные по форме и содержанию. Следует учитывать, что основу занимательности должны составлять задания, непосредственно связанные с программным материалом. Целесообразно также учесть и воздействие занимательного обучения на мыслительную деятельность ученика.                 Занимательные задания могут быть репродуктивного или творческого характера.

     Перечислим виды занимательных заданий.

Занимательные вопросы, задачи, упражнения. Любые компоненты учебной задачи могут быть иногда необычными для учащихся.

Практические работы занимательного характера. Под этим понимают такую работу, при выполнении которой ученик попадает в необычную ситуацию, где необходимо проявить смекалку, чтобы выполнить поставленное задание. Причем практическая работа составлена таким образом, что ее выполнение невозможно без хорошего знания учебного материала.

Дидактические игры. В игре всегда содержится элемент неожиданности и необычности, решается какая-либо задача, проблема, т.е. игра выполняет на уроке те же функции, что и занимательная задача. Так как дидактическая игра может носить и репродуктивный и творческий характер, то можно выделить два вида таких игр: игровая ситуация , когда ученика увлекает форма задания; математическая игра , когда ученика увлекает содержание задания. Возможны сочетания этих двух видов.

В соответствии с особенностями и целями применения разного рода задач можно рассмотреть следующую базовую модель урока, направленную на развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся в системе специальных уроков развития, а также занятий по различным учебным предметам. Структура его может включать в себя 4 последовательных этапа:

- Разминка.

- Развитие психических механизмов как основы РТС (памяти, внимания, воображения, мышления, наблюдательности).

- Этап выполнения развивающих частично-поисковых задач.

- Решение творческих заданий, рассчитанных на новые «повороты» при рассмотрении давно известных понятий, развитие способности видеть новое в известном и т.д.

      Большую роль в обучении математики я стараюсь отвести на умение решать задачи, так как они являются средством и целью математического развития школьников. Организуя решение задач, я использую дифференцированный подход к учащимся.

        В своей работе стараюсь рационально сочетать устные и письменные виды работ, как при изучении теории, так и при решении задач. Для устной работы на каждом уроке отвожу определенное время, применяю оригинальные формы. Часто привлекаю самих детей организовать устную работу.

      На уроках математики  ученики не только должны приобретать знания, умения и навыки, но и освоить сам процесс получения этих знаний. Для этого нужно формировать познавательную самостоятельность ученика и развить его математические способности. На каждом уроке отвожу время для работы с учебником и другой литературой.  В этом вопросе  также помогают  Интернет - технологии.

     Важную роль при обучении математике играет регулярное использование в учебном процессе материалов из истории математики. На доступных, содержательных примерах показываю учащимся развитие математических понятий, знакомлю их с методами и этапами научного исследования. Строя любой урок, знакомя учеников с новой темой, создаю такую ситуацию на уроке, которая помогает увидеть, насколько важно и необходимо знание этого материала для решения практических заданий, для овладения нормами математических знаний.

       В обучении и воспитании учащихся также отдаю предпочтение тем современным технологиям, которые помогают оживить урок, развивают логическое мышление учащихся, вычислительные навыки.  Эти  методы обеспечивают развитие индивидуальности и самостоятельности ученика. Перечисленные технологии применяю при обобщении и систематизации знаний, при изучении нового материала, на уроках  контроля знаний.    

       В то же время с помощью продуманной системы внеурочных занятий можно значительно повысить интерес школьников к математике. Наряду с учениками, безразличными к математике, имеются и увлекающиеся этим предметом. Они хотели бы побольше узнать о своем любимом предмете, по решать более трудные задачи. Внеурочные занятия с успехом могут быть использованы для углубления знаний учащихся в области программного материала, развития их логического мышления, исследовательских навыков, смекалки, привития вкуса к чтению математической литературы, для сообщения учащимся полезных сведений из истории математики. Внеклассные занятия с учащимися приносят большую пользу и самому учителю. Чтобы успешно проводить внеклассную работу, учителю приходится постоянно расширять свои познания по математике. Это благотворно сказывается и на качестве его уроков.     Математические вечера. Подготовку вечера наиболее удобно проводить для учащихся параллельных классов. Подготовка вечера – очень кропотливое дело. Поэтому начинающему учителю лучше ориентироваться на один вечер в течение года. В процессе подготовки к вечеру нужно предоставить возможности для самодеятельности учеников, для проявления их самостоятельности и инициативы. Учитывая то, что основная цель вечера – повышение интереса к математике, желательно привлечь к его организации как можно больше учащихся. Если ученику будет поручена подготовка какого-то номера программы, то его интерес к вечеру значительно возрастет. За несколько дней до вечера вывешивается красочное объявление о месте и времени проведения вечера и его программе. Можно пригласить учеников других классов. Желательно, чтобы пригласительные билеты были со вкусом оформлены. Программа должна быть разнообразной и содержательной. Нужно учитывать тягу детей к яркому, таинственному и загадочному. С другой стороны, недопустимо, чтобы в сознании учащегося то интересное и забавное, занимательное, с чем он знакомится на вечере, противопоставлялось тому, что он изучает на уроках. Например, если показывается на вечере прием быстрого счета, то должно быть указано, что при выводе этого приема используется такая-то формула школьного курса алгебры и т. п. Обычно длительность вечера - два-три часа. Зал или класс, где проводится вечер, украшают портретами математиков, а также плакатами математического содержания: высказывания выдающихся людей о математике, шутками, геометрическими иллюзиями, задачами. Большинство плакатов можно украсить рисунками, привлекающими к себе внимание учеников.

Содержание вечера. Часто в программу включают рассказы, беседы, доклады на математические или историко-математические темы, фокусы, развлечения, задачи. Обычно вечер начинается с доклада на математическую или историческую тему. Заслуживают предпочтение такие темы, в которых любой присутствующий ученик мог бы разобраться «без бумаги и карандаша», т. е. темы, не связанные со сколько-нибудь значительными выкладками.

     Я всемерно способствую удовлетворению потребностей и запросов школьников, проявляющих интерес, склонности и способности к математике. С такими учениками работаю индивидуально, привлекаю к участию в математических олимпиадах, конкурсах, рекомендую им дополнительную литературу.      

 

  При своей работе применяю здоровьесберегающие технологии, в младших классах на уроках делаем физкультминутки.

     Практическая значимость  данной проблемы заключается в том, чтобы научить своих учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить, уметь ориентироваться на рынке труда, быть востребованным и успешным.

 

  1. Концептуальность опыта.

 По своей новизне опыт можно считать репродуктивно – творческим. Новизна опыта заключается в том, что разработаны уроки – презентации, элективные курсы, развивающие творческое мышление учащихся.

 

Элективное обучение в 5,6,7,8 классах

«Тождественные преобразования выражений»

8

2012-2013гг

«Знакомство с комбинаторикой»

5,6,7

2012-2013гг

 

Основные принципы:

  1. Дифференцированно-групповая форма учебной работы.
  2. Уроки-зачеты.
  3. Комплексно-творческие уроки.
  4. Уроки-конкурсы, уроки- соревнования.
  5. Уроки с использованием рабочих тетрадей.
  6. Уроки-тесты.
  7. Уроки лабораторно-практические.
  1. Творческие домашние задания.
  1. Ведущая педагогическая идея.

 

Основная задача, которую я ставлю перед учениками – получить фундаментальные прочные знания. Поэтому приходится искать новые средства и способы обучения математики, которые способствуют повышению интереса к предмету. Используя при этом ИКТ.

  1. Оптимальность и эффективность средств.

 

При подготовке к уроку, добиваясь наилучшего результата обучения, использую следующие методы контроля знаний:

- устный опрос учащихся у доски;

- контрольный устный счёт;

-  практическая работа;

- обучающие и контролирующие самостоятельные работы;

- математический диктант;

- контрольная работа;

- тестовые задания;

В старших классах практикую:

- зачеты;

- контрольные опросы;

- сообщения;

- рефераты;

- нетрадиционные формы контроля.

  1. Результативность опыта.

 

      При изучении математики удаётся активизировать познавательный интерес учащихся, повысить уровень учебной мотивации, учить применять полученные знания в различных ситуациях, увеличить роль самостоятельной работы учащихся, повысить качество знаний.

Успеваемость   учащихся  на  ГИА по математике :

Показатели

2010-2011

% успеваемости

100%

% качества

59%

Средний балл

3,8

 

     Данный опыт представлен коллегам на методическом объединении учителей математики и информатики школы и может применяться в учебном процессе.

Учащиеся активно участвуют в  районных конкурсах и олимпиадах, занимая в них призовые места. Являются участниками республиканских конкурсов, межрегиональной олимпиады школьников по математике «САММАТ 2013». Отборочный тур.

 

  1. Наличие теоретической базы опыта.

 

Было пройдено обучение: Мордовский Региональный Центр Интернет Образования, 2008г., «Интернет - технологии», 80ч,

ГОУ ДПО (ПК) С «МРИО», 2010г., «Информационные технологии в деятельности учителя предметника», 86 часов

 

  1. Возможность тиражирования.

 

«Развитие интереса к математике на уроке и во внеурочное время» доклад.

   С другими публикациями можно познакомиться на личном сайте учителя:   http://tnatisheva.edurm.ru

 

  1. Нормативные документы.

 

В процессе обучения математики я руководствуюсь следующими нормативными документами:

1. Концепция проекта федерального закона «Об образовании в РФ» (июнь 2009 год).

2. Национальная образовательная инициатива  «Наша новая школа» (январь 2010 года)

3. Программы общеобразовательных учреждений по математике (2010 года).

 

 

 

 

Учитель ______________ /Атишева Т.Н./

 

Заместитель директора по УВР _____________  /Сивцова М.Н./

 

М.п.                                                            Директор ОУ _______________/Виляйкин Ю.Н./

 

 

Категория: Математика | Добавил: Scorpion (30.08.2016)
Просмотров: 98 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Электронный журнал
Поиск
Форма входа