Вторник, 21.11.2017, 20:30
Приветствую Вас Гость | RSS

-Краснослободская СОШ №1

Меню сайта
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Посетившие нас сегодня:
Друзья сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Опыт учителей » Математика

Формирование метапредметных результатов посредством практических методов изучения математики

Формирование метапредметных результатов

посредством практических методов изучения математики.

“Источник и цель математики – в практике”.

С. Соболев.

Математическая биология и биоинформатика,   математическая география и картография,  математическая лингвистика,  математическая экономика  и математические методы в экономике - все это молодые, но бурно развивающиеся науки. Это говорит о том, что в   современном обществе математика стала средством решения проблем организации производства, выбора оптимальных решени, исследования экономических объектов и процессов. Для многих отраслей  математика стала не только орудием количественного расчета, но также методом точного исследования и средством предельно четкой формулировки понятий и проблем. Математика позволяет найти ответы на многие жизненные вопросы общества, этим и объясняется сегодня повышенное внимание к изучению математики в целом и ее приложений в частности.

          Меня математика окружала с детства в буквальном смысле: мои родители математики. Когда вместо сказочных картинок рассматриваешь графики квадратичных функций, четырехзначные таблицы Брадиса, стереометрические проекции,  волей неволей воспринимаешь математику как жизненную необходимость.  Работая в Банке, я еще раз убедилась в важности прочных математических знаний  в реальной жизни и определить моё педагогическое кредо: « Прежде чем показать КАК, надо объяснить ЗАЧЕМ».        

 

ПРОБЛЕМА: И этот простой вопрос ЗАЧЕМ намного шире той программы математики, которая приводится в школе. Существует разрыв программного материала, содержащегося в учебниках,  и тех задач, которые приходится решать в жизни. Отсюда, низкая мотивация обучающихся, связанная с недооценкой математического образования. Те же самые проблемы обозначены и  в Концепции математического образования.

Цель: В концепции ФГОС указаны требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ, которые структурируются по ключевым задачам общего образования и включают в себя, в том числе метапредметные результаты — освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.).  — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 74-76.

 Следовательно, в обучении математики  необходимо особое внимание  уделить связи изучаемых понятий с их конкретными жизненными интерпретациями. То есть моя педагогическая цель: «Формирование метапредметных результатов посредством практических методов изучения математики», соотносится и с требованиями ФГОС и идеями  «Концепции развития математического образования»

Методологический фундамент. В разное время проблемой прикладной направленности обучения математике занимались как математики, так и методисты: С.С. Варданян, Г.Д. Глейзер, В.А. Гусев, Г.В. Дорофеев, Н.А. Терешин, Ю.Ф. Фоминых и другие. В своих работах они предлагают различные трактовки понятий: прикладная направленность, практическая направленность. В трактовке Н.А. Терешина под прикладной направленностью к обучению математике понимается ориентация содержания и методов обучения на применение математики для решения задач, возникающих вне математики. В своих работах авторы раскрывают сущность понятия прикладной направленности, рассматривают отдельные методические вопросы данной проблемы и предлагают пути их решения. Характерной особенностью большинства работ, посвященных проблеме прикладной направленности обучения математике, является то, что она рассматривается в тесной связи с другой методической проблемой — проблемой дифференциации обучения. В данных исследованиях предлагается конкретный материал и рекомендации для реализации прикладной направленности школьного курса математики в старших классах различных профилей (экономического, биологического и т.п.), которая чаще всего осуществляется путем решения прикладных задач.   Прикладная направленность обучения математике включает в себя его политехническую направленность, в том числе реализацию связей с курсами физики, химии, географии, черчения, трудового обучения и т.д.; широкое использование электронно-вычислительной техники и обеспечение компьютерной грамотности; формирование математического стиля мышления и деятельности.

Структура урока, позволяющая достичь обозначенную цель. Упрощенная схема моего урока : зачем –как - зачем еще

  Зачем- проблемная ситуация,  призванная обозначить сферу применения новых знаний

Как- совокупность  отрабатываемых на уроке математических навыков

Зачем еще - рефлексия

Это не этапы урока, а схема и каждому пункту схемы соответствует один или несколько этапов  урока.

 Фактически реализовать данную схему позволяют интерактивные и дистанционные технологии, которые позволяют не только визуализировать информацию, сделать урок более динамичным и привлекательным для современного ученика, но и получить в результате урока продукт: схему, график, чертеж, программу, макет и т.д.  Получив продукт, дети сами пытаются найти его дальнейшее применение, отсюда переходим к пункту: зачем еще?.

            Практическая задача, поставленная на начальном этапе урока выполняет несколько функций: во первых, вызывает интерес, во вторых, позволяет актуализировать знания; в третьих, если это новая тема- сформулировать необходимость получения нового понятия.

        

           Приведу конкретные примеры. При изучении темы среднее арифметическое, полезно провести анализ рынка предложений. Ребята, за сколько  сейчас  в среднем можно купить смартфон? Предлагают разные данные, при уточнении понятия «в среднем», формулируем тему урока.  Пробуем считать среднее арифметическое. Далее переходим к составлению простой таблицы в программе EXEL, которая рассчитывает  среднее арифметическое очень быстро. Ребята замечают, что эту таблицу можно  использовать на географии для подсчета средней температуры за период, так же можно высчитать свою оценку за четверть и т.д.

При изучении площадей геометрических фигур мы с ребятами искали геометрические фигуры на территории школы – это были элементы фасадов здания, стенды, клумбы и т д., после чего мы измеряли их и вычисляли площадь, так же составляя простейшие, но практически применимые программы.

Большое значение при изучении геометрии уделяю применению на практике различных  измерительных инструментов: штангенциркуль, лазерный и водяной уровень, рулетка, рейс-шина, нивелир и т.д.

При изучении объемных фигур, дети пробовали себя в роли инженеров и строили трехмерные модели в инженерных программах и он-лайн 3-d редакторах. Этот опыт был очень полезен. Многие заинтересовались данными построениями и пожелали дальнейшего изучения данных программ.  Одна из моих учениц- Тараскина Ольга выступила на нескольких конференциях с работой: «Создание 3-D проектов школьных кабинетов» каждый раз углубляясь в данную тему, совершенствуя навыки работы с 3-D объектами.

            Особо важное значение при практическом подходе изучения математики имеют экономические задачи, так как инженерами становятся единицы, а участвовать в рыночных отношениях приходится всем.

         Часто на уроках ребята выступают в роли банкиров, кредитных инспекторов, экономических аналитиков. Работники этих профессии наиболее часто используют  сложные и простые проценты, пропорции.

         Со старшими классами мы учимся составлять математические модели экономических ситуаций, анализировать, сопоставлять функции с конкретными процессами и исследовать их, пользуясь математическим аппаратом.

 Мне легко составлять практические задачи на данные темы, так как у меня есть опыт работы непосредственно в этой сфере, а так же необходимое образование.

Такие уроки полезны еще и тем, что помогают детям сориентироваться в выборе профессии. Я являюсь классным руководителем 8 А класса и проблема профориентации  стоит очень остро. Пару лет назад мы проводили классный час «Моя будущая профессия». И очень многие желали стать экономистами и банкирами, явно не понимая сути данных профессий. Постепенно, на уроках математики я раскрываю им  компетентности, необходимые для успешной работы в данной сфере. И очень надеюсь, что мои выпускники, выбравшие экономическую специальность, сделают это осознанно, а не следуя моде, и будут прекрасными специалистами.

   Дистанционные технологии на уроках.   Дистанционный урок представляет форму организации учебного процесса, дающую возможность получать качественное образование всем обучающимся вне зависимости от обеспеченности ресурсами учебного заведения, месторасположения и их физических возможностей. При этом обучающийся не прерывает обучение в своей школе и не затрачивает дополнительное время на получение знаний. Он-лайн урок встроен в основное расписание в соответствии с основной образовательной программой образовательной организации. 

В  течение трех лет я веду математику в дистанционном режиме в Колопинском отделении МБОУ «Учхозская СОШ». На начальном этапе занятия в дистанционном режиме велись локально.  Сейчас часть уроков совмещается с классом нашей школы. Многие внеклассные мероприятия проводятся на три школы одновременно.

В процессе экспериментальной работы было получено оптимальное техническое решение: комплект оборудования: птз-камера, спикерфон, монитор, интерактивна доска и программа для видеоконференцсвязи TruConf. Основное преимущество данного решения- отсутствие конфликтов, т е  учитель может использовать любое дополнительное оборудование и программное обеспечение во время урока. Кроме того, функционал данной программы достаточен для проведения качественных занятий. Во-первых, TrueConf обеспечивает устойчивую связь, высококачественное изображение  и звук. Во вторых, функционал программы включает обмен данными, электронную доску, чат, управление рабочим столом, синхронизацию устройств собеседников, что особенно важно для проведения урока, так как учитель, хоть и на большом расстоянии, но должен иметь возможность контролировать работу обучающихся. В третьих, приобретенная лицензия позволяет включать одновременно до 30 пользователей. На данный момент все образовательные организации района имеют возможность подключиться к серверу ВКС и проводить или участвовать в дистанционных мероприятиях. 

С точки зрения методов и форм обучения, дистанционный урок отличается только тем, что учитель не у доски, а на экране монитора. Дистанционный урок- это не 45 минут, проведенные перед монитором компьютера- это полноценный урок с индивидуальной, парной и групповой работой. Проведение совместных уроков позволяет обучающимся в малокомплектной школе стать частью большого ученического коллектива, проявить себя, попробовать новые формы работы на уроке. Это и есть преодоление изолированности территориальной, информационной, личностной.

  РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ. Для себя результатом считаю то, что даже самый слабый ученик после урока говорит: «А я понял! А еще можно сделать вот так…». Если в конце урока каждый ученик скажет (вслух или про себя), где можно применить те знания и навыки, которые отрабатывали , считаю, что моя схема работает.

Категория: Математика | Добавил: Scorpion (06.09.2016)
Просмотров: 302 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Электронный журнал
Поиск
Форма входа