Вторник, 21.11.2017, 20:28
Приветствую Вас Гость | RSS

-Краснослободская СОШ №1

Меню сайта
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Посетившие нас сегодня:
Друзья сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Опыт учителей » Информатика и ИКТ

Личностно- ориентированный подход к преподаванию информатики в условиях ФГОС ООО нового поколения

Личностно- ориентированный подход к преподаванию информатики в условиях ФГОС ООО нового поколения

Роль предмета информатики в учебном процессе

 

Место предмета информатики и информационных технологий в учебном процессе – особое. С одной стороны, до сих пор в современной школе существует мнение, что информатика не столь важный и приоритетный предмет по сравнению, например, с математикой или русским языком. С другой стороны, в реальной профессиональной деятельности современный человек очень часто должен обладать высоким уровнем определенных информационных умений и навыков. Из выше сказанного вытекает главная задача обучения информатике в школе – сформировать у школьника общие умения и навыки использования информационных технологий.

 

Формирование информационных умений и навыков в учебном процессе происходит эффективнее, если учитель информатики использует педагогические технологии, т.е. так строит свою деятельность, что все его действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижение прогнозируемого результата.

Информатика – предмет, где традиционная составляющая (книга) и электронная составляющая (компьютер) позволяют учителю перенести акцент на самостоятельную работу учащихся, это означает, что от объяснительно-иллюстративных технологий необходимо перейти на личностно-ориентированные технологии.

Здесь важно отметить, что информатика и информационные технологии интегрируются с любым учебным предметом, показывают связь, изученных, допустим, физических свойств и явлений с реальной жизнью (например, при составлении физической модели движения). Таким образом, умения и навыки при использовании программного обеспечения, полученные на уроках информатики, ученик может и должен использовать в своей учебной деятельности.

Информационные технологии должны помогать ученику, особенно старших классов, при изучении всех предметов в школе при систематизации знаний; при оформлении творческих, индивидуальных работ, проектов и для получения новых знаний.

При таком подходе желательно, чтобы каждый современный учитель обладал необходимым уровнем использования информационно-коммуникационных технологий, был профессионально компетентен.

Различают три основных группы технологий - объяснительно-иллюстративные, личностно- ориентированные (разноуровневого обучения, коллективного взаимообучения, модульного обучения) и технологии развивающего обучения.

Технологии личностно- ориентированного подхода к преподаванию информатики в условиях ФГОС ООО нового поколения включают метод проектов, который основан на использовании проблемного обучения и дифференцированного подхода.

Метод проектов в основе личностно- ориентированного подхода к преподаванию информатики

Применение метода проектов на уроках информатики продиктовано особенностью предмета. В кабинетах информатики всегда присутствуют компьютеры, и выполнение практических заданий на компьютере становится неотъемлемой частью урока.В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. Это, с одной стороны, совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. С другой стороны это - способ организации процесса познания способ организации процесса познания. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, привлекая для этой цели знания из разных областей, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповым подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение многих задач на уроках информатики трудно назвать проблемными. Учащиеся, выполняя проекты на уроках информатики, решают не проблему, а выполняют определенные алгоритмы действий, упражнения. Получается, что задача одна (допустим, выполнение рисунка), а варианты ее решения зависят от особенностей мышления, видения мира, степени информационной компетентности учащихся, использования совокупности разнообразных методов и средств обучения, интегрирования знаний и умений из различных сфер науки, техники, технологии, творческих областей. Именно поэтому на уроках информатики полезно вводить элементы проектной деятельности. Не привычное решение задач, а выполнение творческих проектов, где оформление, способ реализации зависят от ученика и его возможностей.

Начальной ступенью применения метода проектов является создание проблемных ситуаций на уроках.

Проблемная ситуация - это ситуация интеллектуального затруднения, когда для решения поставленной задачи учащемуся не хватает имеющихся знаний Проблемная ситуация - это мостик от имеющихся знаний к новым.

Пример создания такой проблемной ситуации проект “Терем-теремок” (5 класс, 3-я четверть, набор и редактирование текста.) (Приложение № 1)

Перед детьми ставится проблема: как успеть за 20-25 минут урока, которые отводятся на выполнение задания, набрать такое большое количество текста? Какие пути решения ими предлагаются? Если дети не ответят, то нужно обратить их внимание на наличие буфера обмена для копирования и вставки текста, показать, где он находится. Повторить с ними алгоритм копирования-вставки фрагментов текста, а также редактирования текста в режиме вставки.

Таким образом, при выполнении данного проекта от уже имеющихся знаний по печати и редактированию текста учащиеся переходят к новым знаниям по использованию буфера обмена и при выполнении данного проекта закрепляют умения и навыки.

Проблемную ситуацию можно создать и при выполнении задания “Графика” (Приложение № 2), (8-9 класс, урок по теме “Технология работы с компьютерной графикой”) если задать учащимся следующие вопросы:

- Можно ли для создания второго рисунка использовать первый? Как это сделать?

При желании учитель может с учащимися обсудить и содержание рисунка, так как рисунок, создаваемый учащимися в Word является частью опорного конспекта к теме: Архитектура ПК. Состав системного блока. Сделать это можно, и после выполнения проекта, и на следующем уроке. Можно предложить учащимся дома ответить на вопросы, содержащиеся в рисунке. Ответы на вопросы рисунка даны в файле (Приложение № 3)

На следующем уроке учитель предлагает заполнить опорный конспект по теме “Различия и схожесть растровых и векторных изображений”. (Приложение № 4). Предлагаются следующие варианты работы с опорным конспектом:

1. Опорные конспекты учащимся можно предложить заполнить самостоятельно, разделив их на микрогруппы (3-4 человека), используя учебник, записи в тетрадях. Затем совместное обсуждение, когда микрогруппа озвучивает вопрос и свой вариант ответа на него. В результате выбирается наиболее правильный и полный ответ.

2. Опорные конспекты учащиеся заполняют в тетрадях, затем обмениваются ими, а затем на доске или на экране проектора появляется правильный вариант заполнения конспекта. (Приложение № 5)

В любом случае важна положительная оценка как практических (урок № 1, задание “Графика”), так и теоретических знаний учащихся. (урок № 2, работа с опорным конспектом).

Выбор тематики проектной деятельности учащихся может быть различным. В одних случаях тематика проектов, особенно предназначенных для внеурочной деятельности, может быть предложена и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные. В других — учителя определяют тематику с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. Пример такого проекта описан далее.

При изучении темы “Основы логики и логические основы компьютера” в школьном курсе информатики большинство имеющихся учебных пособий по информатике [2], [3] не предлагают практических заданий, которые были бы интересны учащимся 10 класса. В связи с этим возникает проблема отрыва теоретических знаний от практики. Учащиеся не понимают, для чего и почему изучаются логические функции, принципы работы логических схем. Для решения проблемы практического применения основ алгебры логики учащимся предлагается выполнить индивидуальные проекты по следующим темам:

  1. Решение текстовых логических задач
  2. Создание теста “Как выбрать профессию”?
  3. Создание теста по истории
  4. Создание теста “Глаголы английского языка”
  5. Создание тестов по информатике
  6. Создание наглядного пособия “Логические основы работы компьютера”

Условие выполнения первых четырех проектов: проекты выполняются с помощью электронных таблиц Microsoft Excel, с использованием логической функции ЕСЛИ(). Создание тестов с помощью логической функции ЕСЛИ(), защита тестов, очистка ячеек ответов с помощью макросов достаточно подробно описана в литературе [4]. Тематика тестов может быть выбрана самими учащимися, возможно, предложена учителем. Приведем пример теста “Как выбрать профессию?”

Как выбрать профессию (Приложение)

Проект “Решение текстовых логических задач” выполняется также с использованием возможностей Microsoft Excel. В учебном пособии [6] приведено достаточное количество логических задач, рассмотрены способы их решения с помощью основ алгебры логики. Рассмотрим решение логической задачи с помощью логической функции ЕСЛИ().

Задача. "Модель распространения слухов". Один человек в 8 часов утра увидел НЛО. В течение 15 минут он встретил трех своих знакомых и рассказал им об этом. В течении следующих 15 минут каждый из этих троих знакомых тоже встретил трех своих знакомых и т.д. Продемонстрируйте процесс, пока количество людей не станет больше 100 000. Сколько пройдет часов?

http://festival.1september.ru/articles/413625/img5.gif

Рис.3. Лист решения задачи “Модель распространения слухов”

http://festival.1september.ru/articles/413625/img6.gif

Рис.4. Лист решения задачи “Модель распространения слухов” в режиме формул.

В качестве проекта - наглядного пособия “Логические основы работы компьютера” предлагается схема, выполненная учеником и реализующая три основные логические операции: логических элементов “ИЛИ”, “НЕ” – “Триггер – элементарная единица памяти”.

Триггер – важнейшая структурная единица оперативной памяти компьютера, а также внутренних регистров процессора [2]. Это устройство позволяет запоминать, хранить и считывать информацию (каждый триггер может хранить 1 бит информации). Триггер можно построить из двух логических элементов “ИЛИ” и двух элементов “НE” (рис. 5). В обычном состоянии на входы триггера подан 0, и триггер хранит 0. Для записи 1 на вход S подается сигнал 1. Последовательно рассмотрев прохождение сигнала по схеме, видим, что триггер переходит в это состояние, и будет устойчиво находиться в нем и после того, как сигнал на входе S исчезнет. Триггер запомнил 1, то есть с выхода триггера Q можно считать 1. Для того, чтобы сбросить информацию и подготовиться к приему новой, подается сигнал 1 на вход R (сброс), после чего триггер возвратится к исходному “нулевому” состоянию.

http://festival.1september.ru/articles/413625/img7.gif

http://festival.1september.ru/articles/413625/img8.gif

Рис. 5. Триггер.

Отдельно следует сказать о необходимости организации внешней оценки и самооценки всех проектов, поскольку таким образом можно отслеживать их эффективность, сбои, недостатки и своевременную коррекцию. Представленные проекты учащиеся выполняют два-три урока, итогом проектной деятельности является урок-презентация проектов по теме “Применение основ алгебры логики”. На таком уроке учащиеся рассказывают об этапах разработки проекта, реализации его, достоинствах и недостатках, а также области применения. Проекты требуют внешней оценки, поэтому перед презентацией проектов ученикам предлагается лист оценки проектов (таблица 1), в котором, согласно выработанным совместно с учащимися, критериям оцениваются проекты.

Таблица 1. Лист оценки проектов.

Название проекта

Практическая значимость проекта

Оформление проекта

Презентация проекта

Общая оценка

(в бал.)

     

 

 

 

  1. Практическая значимость проекта (от 1 до 3 баллов) означает, может ли проект быть применен в дальнейшем, на уроках в других классах и на других предметах, чем больше сфера применения – тем больше баллов.
  2. Оформление проекта (от 1 до 5 баллов) – удобен ли интерфейс проекта для пользователя, есть ли инструкции к использованию проекта; предусмотрена ли защита оценок от несанкционированного доступа;
  3. Презентация проекта (от 1 до 5 баллов) – здесь оценивается выступление авторов: насколько полно и доступно представлен проект, изложены цели, область применения, этапы выполнения проекта; соблюден регламент выступления: не более 5-7 минут.
  4. Общая оценка в баллах: (сумма баллов) до 8 – оценка “удовлетворительно”, от 8 до 11 – оценка “хорошо”, 12-13 баллов - оценка “отлично”

Метод проектов находит все большее распространение в системах образования разных стран мира. Причин тому несколько, и корни их лежат не только в сфере собственно педагогики, но, главным образом, в сфере социальной:

  • необходимость не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;
  • актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений, т.е. умений работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и пр.);
  • актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему;
  • значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты, уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.

Наукой доказано, что 80% информации, которую слышит ученик на уроке, забывается в тот же день, если ученик самостоятельно над ней не поработал (повторил, проговорил, записал), 20% сохраняется в памяти несколько дольше, в зависимости от уровня ее актуальности для обучаемого. Поэтому применение проектной деятельности на уроках позволяет учащимся полноценно осмыслить и усвоить учебный материал, формирует самостоятельность и инициативность школьников. Для развития индивидуальных склонностей и способностей и чтобы ученик не остался “вещью в себе” метод проектов является одним из лучших способов познания обучаемого и самопознания. Если выпускник школы приобретает указанные выше навыки и умения, он оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах.

Проектно- исследовательский метод в школьном образовании – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств, как учителя, так и учащихся.

В соответствии с новыми ФГОС ООО образовательное учреждение предоставляет возможность формирования индивидуальных учебных планов, включающих обязательное выполнение учащимися индивидуального проекта.

Проектно- исследовательская деятельность как технология развивающего обучения

Проектно- исследовательская деятельность учащихся относится к технологии развивающего обучения. Использование проектно- исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности по информатике при личностно- ориентированном подходе к преподаванию и обучению информатики является средством формирования универсальных учебных действий (УУД), которые в свою очередь:

- обеспечивают учащемуся самостоятельность при постановке учебной цели, во время поиска и использования необходимых средств и способов их достижения;

-формируют умение контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;

- создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;

- обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

Формирование личностных УУД:

•Формирование позитивной самооценки, самоуважения, самоопределения;

• Воспитание целеустремлённости и настойчивости

Формирование коммуникативных УУД:

• Умение вести диалог, координировать свои действия с партнёром,

• Способность доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

• Умение выступать перед аудиторией, высказывать своё мнение, отстаивать свою точку зрения

Формирование регулятивных УУД:

• Умение самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество, принимать решения;

• Формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования времени

Формирование познавательных УУД

• Сбор, систематизация, хранение, использование информации

Проектно- исследовательская деятельность учащихся относится к технологии развивающего обучения. Она способствует развитию:

1. Критического мышления;

2. Информационной культуры;

3. Творческих и коммуникативных способностей;

4. Умения ставить цели и находить пути их достижения.

Учащиеся приобретают следующие компетенции:

1. Обладать навыками в таком виде деятельности

2. Видеть проблему

3. Самостоятельно ставить задачи

4. Планировать и оценивать свою работу

5. Быть коммуникативным

6. Уметь выступать перед публикой

7. Уметь связно излагать свои мысли, аргументировано говорить, выслушивать других, достойно выходить из сложных ситуаций

Личностно- ориентированное обучение является базовой технологией реализации образовательных стандартов нового поколения, и потому каждый современный учитель в обязательном порядке должен овладеть этим педагогическим инструментом.

Литература

  1. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. и др. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебн. пособие – М.: 2001. .
  2. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. 10-11. Учебник для 10-11 классов. – М.: БИНОМ, 2003.
  3. Угринович Н.Д. и др. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие. – М.: БИНОМ, 2003.
  4. Медведев Л.Н. Методика разработки тестов в электронной таблице Microsoft Excel / Информатика, № 7, стр.37-38, № 8, стр. 39-41, 2005.
  5. Тесты для всех. /Сост. Орлова Т.В.-2 изд. – К.: “Довира”, 1994.
  6. Богомолова О.Б. Логические задачи. М.: БИНОМ, 2005.

 

 

Категория: Информатика и ИКТ | Добавил: Scorpion (19.03.2017)
Просмотров: 87 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Электронный журнал
Поиск
Форма входа